Как хобби превратилось в профессию - путь фотокорреспондента

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Репортажная фотография, наверное, один из самых сложных, но в тоже время интересных жанров. Ведь в одном кадре фотограф должен рассказать историю. Люди, которые превратили хобби в работу и в результате добились признания, всегда вызывают интерес. Фотокорреспондент Александр Павский работает в МИА «Казинформ» почти 40 лет. В честь 100-летнего юбилея агентства ветеран Казинформа рассказал свою собственную историю.

- В журналистике нет предела совершенству, в фотографии - похожая ситуация. Александр Павлович, расскажите, как все начиналось?

- Как и любой мальчишка, в детстве занимался разными видами спорта, рисовал, лепил, играл на гитаре и пел. Также занимался автомоделированием. Но стремился я больше к творческой самореализации. Стремился соприкоснуться с миром, так чтобы максимально полно проявить в нем свой потенциал. Благо, тогда возможности были - все кружки и секции бесплатные.


- На какие камеры вы снимали в начале своего творчества?

- Первая фотокамера, которую я взял в руки, а это было в четвертом классе - «Смена-2». Ее привез мой отец после срочной службы в армии, и она, как реликвия, хранится у меня до сих пор. Взял аппарат в руки - и с этого момента меня удивительным образом захватило таинство и самой сьемки, и обработки (сравнимо с алхимией) фотопленки, и магия фотопечати в темной комнате с красным фонарем. И первые пробы «пера» состоялись в школьной стенгазете, где я был штатным фотографом с шестого класса. Постепенно улучшал мастерство, как и техническое вооружение: от «Смены-8», «Зоркого» и до мечты фотографа-любителя того времени - фотокамеры «Зенит».

- Как вы пришли в Казинформ?

- После окончания 10-го класса я поступил в Алма-Атинский кинотехникум. Потом была служба в армии, и уже не расставался с фотокамерой. По окончании техникума по специальности «инженер по эксплуатации кинооборудования» и приглашения на работу в дирекцию «Спецкино» сама судьба привела меня, очень неожиданно, 10 сентября 1980 года в фотолабораторию КазТАГа, где мне предложили для начала работу фотолаборанта, и я согласился сразу. Работа в фотохронике КазТАГа и стажировки в фотослужбе ТАСС позволили увидеть работу фотомастеров (в то время это было в черно-белых негативах), штатных фотокорреспондентов ТАСС-КазТАГ - И. Будневича, Г. Попова, В. Медведева, В. Зинина, М. Чумина, Е. Шлея, Ю. Беккера, всех областных фотокоров, казахстанских и зарубежных коллег из других изданий, которые были частыми гостями нашего подразделения. Многие приходили перенять опыт, узнать новое: в нашей фотохронике готовили фотоматериалы и фоторепортажи для СМИ. Оснащение и оборудование по проявке и фотопечати, передаче фотоизображений через фототелеграф (чудо связи того времени) были одни из лучших.


- Расскажите о ваших рабочих буднях в начале карьеры?

- Пока я работал фотолаборантом, через мои руки прошло огромное количество фотонегативов. Видел работу многих фотомастеров, их техническую и информационную подготовку, организацию фотосъемок, тактику и этику. И конечно, стиль съемки каждого мастера индивидуально. Тогда творческая обстановка в КазТАГе и постоянный поисковый настрой подвигли меня попробовать себя в фоторепортаже… И первые шаги помог мне сделать заведующий в то время фотослужбой Василий Иванович Дмитриченко. Можно сказать, он мне дал путевку в профессию фотокора. И рекомендовал меня при поступлении на заочное отделение факультета журналистики КазГУ имени С. Кирова. По окончании третьего курса руководство агентства предложило стать фотокорреспондентом ТАСС-КазТАГ по Целиноградской области. Проработал я там более двух лет, затем был переведен в центральный аппарат - фотокорреспондентом по Алматы и области. После расформирования фотохроники КазТАГ - увы, был и такой момент - я был принят фотографом в издательство «АТАМУРА». В 2003 году вновь был приглашен на работу в алматинский филиал «Казинформа», где работаю в настоящее время старшим фотокором сектора информации в Алматы.


- Какие моменты за время работы в агентстве больше всего запомнились вам?

- За эти годы принимал участие в освещении различных мероприятий, в том числе и с участием первых лиц нашего государства. Объездил весь Казахстан, побывал во многих странах мира. Участвовал в различных конкурсах и выставках - республиканских и зарубежных, в двух фотобиеннале ТЮРКСОЙ . Ряд фотографий опубликовано в иностранных изданиях. В 2004 году в Иране была проведена фотовыставка по результатам масштабной экспедиции «Каспий: нефть и культура», такая же выставка экспонировалась в Национальной библиотеке РК. Самое непосредственное участие в организации и проведении этой экспедиции, одноименных фотовыставок и выпуске специального фотоальбома приняли участие тогдашний директор нашего агентства Г.М. Шалахметов и руководитель филиала в Алматы С.Г. Мустафина, которая позднее также организовала мою первую персональную фотовыставку (к 50-летию). Мне повезло. В нашем агентстве всегда царила дружеская, даже где-то семейная атмосфера: старшие, более опытные товарищи опекали своих более молодых коллег, учили, наставляли, радовались успехам друг друга, при необходимости выручали.


- Александр Павлович, скажите, какие преимущества у репортажного фотографа?

- В фоторепортерской работе есть и интрига, реакция, нужен и авантюризм, психология друг и помощник, знание возможностей съемочной техники и ее применение, и другие возможности, чтоб порой быть в нужное время и в нужный момент на месте и успеть запечатлеть то, что другие не увидели. Преимущества фоторепортера - возможность оказаться в интересных местах, общаться с разными людьми, тем самым отразить всю прелесть окружающего мира в снимках.


- Что для вас означает фотографировать? И что вы любите снимать больше всего?

- Фотография для меня - это остановленная в мгновениях жизнь во всех ее проявлениях . Фотографировать люблю всё... при этом надеюсь, что понравятся снимки не одному мне. Наша работа и заключается в этом. Мы можем снимать любые события, как говорят, «от чернухи до высоких аспектов». Сегодня одно, а завтра другое. Мир не стоит на месте. Ежедневно происходят столько событий. Это и есть информационное агентство, в котором я имею честь работать по сей день. Это и есть наша рабочая суета, где царит прелесть и смысл нашей работы. И на работе и вне работы я фотограф. Любая простая прогулка - это поиск и стремление запечатлеть мгновения жизни в любых ее формах и состояниях: например, рождение новой жизни и ее угасание, и прочее. Остановись, мгновение - и ты уже запечатленная история. Конечно, благодаря быстро развивающемуся прогрессу в последние годы очень изменилась работа журналистов, в том числе и фотокорреспондентов. С современной технической оснащенностью у журналистов и фотографов нашего агентства стало больше творческих возможностей и оперативности, но не снизилась и ответственность за свою работу. Сегодня, в канун 100-летнего юбилея информационного агентства «Казинформ» и фотослужбы, я горжусь тем, что по сей день имею честь здесь работать.

- Благодарю за беседу!


Сейчас читают