«Jerūiyq: взгляд за горизонт» — казахстанский павильон на Венецианской биеннале

Отбор художников отталкивался от концепции павильона — темы футуризма в хронологическом срезе с 70-х годов по сегодняшний день, рассказал со-куратор Анвар Матжанов, передает корреспондент агентства Kazinform.

«Jerulyq: взгляд за горизонт» — казахстанский павильон на Венецианской биеннале
Фото: Адлет Беремкулов / Kazinform

В этом году Казахстан организует свой павильон на Венецианской биеннале. Художники представят концепцию «Jerūiyq: взгляд за горизонт» — утопия казахских легенд, воплощающая метафору поиска и пути.

«Jerulyq: взгляд за горизонт» — казахстанский павильон на Венецианской биеннале
Фото: Адлет Беремкулов / Kazinform

Работы казахстанских художников тщательно отобраны для того, чтобы показать тему в разрезе нескольких поколений с 70-х годов ХХ века по сегодняшний день.

— Очень много вопросов поступает касательно open-call. Он проводится в редких случаях, когда страна имеет развитую инфраструктуру, большое количество независимых институций современного искусства, независимых экспертов. На сегодня в Казахстане только планируется открыть, насколько мне известно, две институции современного искусства в Алматы. На сегодняшний день наша инфраструктура не настолько развита, чтобы представлять этот плюрализм различных мнений независимых экспертов или критиков. У нас отсутствует независимый совет по современному искусству, — ответил Анвар Матжанов.

Недавно стало известно, что комиссаром павильона выступила министр культуры и информации РК Аида Балаева. Кураторы — Данагуль и Анвар Мусрепов. Академический консультант — Кульшат Медеува.

В выставке участвуют:

Камиль Муллашев, который родился в 1944 году в Урумчи, Китай. Окончил Суриковский художественный институт, живет и работает в Астане, Казахстан. В рамках павильона Казахстана будет представлен его диптих «Земля и время. Казахстан», созданный в 1979 году. Это одно из первых футуристических произведений в истории казахстанского искусства.

«Jerulyq: взгляд за горизонт» — казахстанский павильон на Венецианской биеннале
Фото: Адлет Беремкулов / Kazinform

Ерболат Толепбай родился в 1955 году, живет и работает в Алматы, Казахстан. Кавалер ордена Франции за вклад в искусство и литературу. Провел персональные выставки в 35 странах, в том числе на биеннале в Индии и Египте, где получил бронзовую медаль. Художник стремится создавать произведения, которые воплощают дух казахской идентичности.

Он представит новое монументальное полотно «Новый ребенок. Перерождение». На нем через противопоставление форм художник реализует свои и глобальные переживания о сложном состоянии в текущем времени, в котором конфликты на личностном, коллективном или геополитическом уровне становятся главным лейтмотивом современности.

«Jerulyq: взгляд за горизонт» — казахстанский павильон на Венецианской биеннале
Фото: Адлет Беремкулов / Kazinform

Сакен Нарынов (1946-2023) жил в Алматы, Казахстан. Его художественная практика объединяла архитектуру, искусство, науку и философию. На выставке будут представлены его экспериментальные проекты о пространстве, о жизни и бесконечности «Шесть жизней одной души» и «Конец начала или начало конца».

Сергей Маслов (1952-2002) художник, которого сегодня принято упоминать как одного из родоначальников современного искусства в Казахстане. В экспозиции будет участвовать его проект «Байконур-2», представляющий одно из первых произведений казахстанского искусства, в котором задействованы и цифровые медиа, и традиционные ремесла.

Группа The2wo, в составе Лены Поздняковой (1985 г.) и Эльдара Таги (1987 г.). Родом они из Алматы, в данное время базируются в Берлине. Их практика объединяет звуковое, перформативное и визуальное искусство. В саунд-инсталляции «Присутствие», представленной в рамках павильона Казахстана, художники создают виртуальную сущность, генеративный алгоритм, который в режиме реального времени «исполняет» горловое пение.

Анвар Мусрепов родился в 1994 году, художник и куратор, работает в Астане. Он представит видопроизведение «Аластау» — экспериментальное мистическое видеоэссе о последних днях существования солнца и постапокалиптическом будущем.

Сейчас читают