Изучение истории Казахстана должно быть комплексным - профессор М.Сдыков, ЗКО

None
None
УРАЛЬСК. КАЗИНФОРМ - Изучение истории Казахстана должно быть комплексным. Так считает директор Западно-Казахстанского центра истории и археологии, доктор исторических наук, профессор Мурат Сдыков.

В беседе с нашим корреспондентом Ельжаном Ералы ученый отметил, что в Послании Президента Н.Назарбаева «Нурлы жол - Путь в будущее» отмечается важность оценки национальной истории.

По мнению М.Сдыкова, историческая наука Казахстана переживает сложный путь становления в качестве самостоятельной научной дисциплины. Это означает не только отход от старых схем и конструкций исторического прошлого, основанных на догмате классовой борьбы. Это означает формирование новой концепции собственной истории казахского народа, свободной от идеологем советской исторической школы. Соответственно, меняются роль и место истории Казахстана в политической и социально-экономической сферах жизни общества.

«Следствием всех преобразований явилось стремление казахского народа переосмыслить свою историю. А это означает, на мой взгляд, воссоздание объективной, свободной от конъюнктуры картины исторического прошлого Казахстана, что является основой возрождения исторической памяти народа, одним из важнейших факторов формирования национального единства, воспитания гражданственности и патриотизма», - сказал профессор М.Сдыков.

Ученый отметил, что казахстанские историки за годы независимости предприняли попытки выработать новые методологические подходы, позволяющие видеть исторический процесс таким, каким он был на самом деле - взаимосвязанным, интегрированным, находящимся в процессе диалектического развития. Появились труды, написанные на основе новых архивных фондов, публикации, открывающие неизвестные страницы истории Казахстана - депортацию народов СССР в Казахстан и республики Средней Азии, коллективизацию, репрессии 1930-1950 годов и другие. Интерес и потребность общества в объективных исторических знаниях, попытка раскрыть с новых позиций непрерывность процесса истории Казахстана обусловили необходимость подготовки и издания целого ряда публикаций, монографий и коллективных трудов.

Профессор М.Сдыков также подчеркнул, процесс переосмысления исторического прошлого казахского народа имел и негативную сторону. Появилось немало трудов, особенно по новой и новейшей истории Казахстана, в которых прошлое разоблачалось, исторические факты отвергались или рассматривались исключительно в негативном плане. Немало авторов увлеклось сенсационностью, чрезмерным субъективизмом при освещении отдельных исторических фактов и событий, стремлением поразить воображение читателя любым способом. Сенсационно звучат сами названия таких публикаций: «О чем молчат учебники», «История Казахстана: белые пятна», «О чем не говорили» и тому подобные. Cреди публикаций на исторические темы немало таких, в которых сложные вопросы этнической, политической и социальной истории решаются на любительском уровне, непрофессионально. Ярким примером могут служить издаваемые отдельными авторами или творческими коллективами учебники по истории Казахстана для вузов страны. В особенности, это учебники, изданные в конце прошлого и начале нынешнего веков.

«Думаю, это были скорее издержки роста и повышенного интереса к истории, когда субъективные точки зрения ученых возобладали над необходимостью объективного анализа. Но основная причина, на мой взгляд, была в том, что источниковая, доказательная база исторических процессов в Казахстане была ничтожно мала. Практически все крупные события основывались на источниках имеющих общее значение для советской истории, в целом. Отсюда, с одной стороны, скудость материала, а с другой - его предопределенная заданность, когда многие события просто не рассматривались, или же освещались неполно и односторонне. Поэтому учебники и книги 90-х годов и начала века были «обречены» на некоторые издержки, когда авторы отсутствие материала компенсировали излишне эмоциональными комментариями», - отметил М.Сдыков.

Тем не менее, по словам профессора, за годы независимости позитивная тенденция углубления научных поисков изменила ситуацию. В этой связи следует подчеркнуть значение Государственной программы «Культурное наследие», инициированной Президентом Н.А.Назарбаевым. Именно эта программа коренным образом изменила ситуацию на историческом поле Казахстана. В научный оборот были введены тысячи новых документов и источников из различных стран мира. Особенно следует отметить значение источников из восточных стран, которые ранее не использовались. Археология сделала ряд крупнейших открытий, которые привели к расширению понимания кочевой цивилизации. Появились крупные работы по основным этапам истории Казахстана.

Первое. Древнейший, древний и раннесредневековый период истории Казахстана. Изучение этого периода истории Казахстана на современном этапе становится очень важным. Объясняется это тем, что с эпохи бронзы на территории Казахстана начался процесс формирования кочевого способа жизнедеятельности и хозяйствования, кочевой цивилизации, появления ранних кочевников, далеких предков казахского народа. В силу отсутствия письменных источников, на помощь историкам приходит археология.

Приоритетным направлением археологических исследований на современном этапе стало изучение памятников поздней бронзы - раннего железного века, сакских племен, тюркского времени: погребальные комплексы Берель,Тасмола, Кулажурга, Чиликты, Таксай и другие. Изучение погребальных комплексов этих периодов призвано доказать, что ранние кочевники Казахстана впитали и переработали все идеи и достижения разных цивилизаций, внося, в свою очередь, в сокровищницу мировой культуры свои достижения в хозяйстве и культуре. Это, в частности, мобильное жилище - юрта, седло, стремена, военное искусство верхового боя, ковровые узоры и серебряные украшения, мелодичные напевы и многое другое.

Еще одно направление современной казахстанской археологии - изучение раннесредневековой городской цивилизации на территории Южного Казахстана и Семиречья, а теперь уже и Западного Казахстана. Последние результаты и открытия доказывают тезис о возможности мирного сосуществования оседлой и кочевой цивилизаций. Таким образом, вывод казахстанских историков о том, что государственность казахов, культура казахского ханства восходят к государственности и культуре древних тюрков, подтверждается современными открытиями археологов Казахстана.

Второе. Средневековый период истории Казахстана. Для историографии этого периода все большее значение приобретает проблема места и роли тюркской цивилизации в мировом историческом процессе. Актуальной проблемой стала проблема этногенеза казахов, происхождения и семантики термина «казах», генезиса и эволюции казахской государственности, формирования этнической территории казахского народа.

На сегодняшний день исследованы многие аспекты данной проблемы: территориальные границы расселения казахов, время образования Казахского ханства и установление его преемственности от тюркских каганатов и кипчако-монгольских государств.

Проблема казахской государственности в советской историографии занимала подчиненное положение, и это становилось предметом дискуссий еще в советский период. Более того, проблема имела несколько точек зрения, которые сохранились и сейчас в российской историографии.

Третье. История Казахстана нового времени - XVIII- начало XX века. Этот период соотносится с колонизацией Казахстана Российской империей и анализом последствий этого процесса. В советской историографии преобладала необъективная оценка этого времени. Да, в советской историографии никогда не отрицался тезис о колониальной сущности российской политики присоединения национальных окраин империи, с той лишь разницей, что менялись оценки последствий колонизации: абсолютное зло-наименьшее зло-добровольность вхождения и прогрессивность последствий присоединения в социально-экономическом и культурном плане. Советская историография накопила, казалось бы, огромный материал, однако все исследования базировались на ограниченном круге архивных данных, которые в свою очередь проходили своеобразное рецензирование. Примером такого подхода являются оценки всех восстаний и движений казахского народа в XIX-начале XX веков. Например, восстания 1916 года. В результате работ казахстанских историков сменились акценты в оценке национального движения в Казахстане в этот период. Реабилитировано движение К.Касымова, которое трактуется сегодня, как кульминация национально-освободительное движения казахского народа в период присоединения к России.

«На мой взгляд, назрела необходимость создания капитального исследования по проблеме присоединения Казахстана к России. Широкой дискуссии подвергается проблема влияния российской экономики на пастбищно-кочевую общину казахов. Особенно яркой в этом плане является работа Н.Э. Масанова «Кочевая цивилизация казахов», изданная в 2001 году, в которой автор, в отличие от советских историков, доказывает, что капиталистический уклад, который постепенно проникал в экономику Казахстана, не мог серьезно отразиться на казахском ауле и тем более привести к его трансформации, расслоению и разложению. Колониальные власти, наоборот, стремились законсервировать родовой строй и патриархальный уклад в казахском обществе», - заметил М.Сдыков.

Еще одно направление современной казахстанской историографии - создание исторических портретов казахских деятелей культуры и истории, внесших весомый вклад в развитие государства. В этом направлении следует назвать работу Ж.Касымбаева, первый том которой посвящен политическим деятелям казахского ханства XVIII века; том второй - казахским батырам; том третий - «последнему хану казахской степи» - К.Касымову, а также работы И. Ерофеевой, которая посвящает свои исследования, как представителям степной элиты XVII-XIX веков, так и деятелям колониальной администрации, российским ученым, посетившим Казахстан в дореволюционный период.

Четвертое. История Казахстана новейшего времени. Это наиболее изучаемый период в казахстанской историографии. Дискутируется широкий круг проблем по истории Советского Казахстана. Одним из ведущих направлений является реабилитация деятелей алашордынского движения и исследования по истории возникновения и развития казахской национальной интеллигенции, проблема коллективизации и массового оседания кочевых и полукочевых хозяйств, репрессии 1930-1950-х годов в Казахстане, по-иному звучит оценка последствий освоения целинных и залежных земель.

Существование в СССР тоталитарной, а затем командно-бюрократической системы управления государством, засилье идеологического подхода к освещению истории привело, как следствие, к отсутствию у специалистов возможности объективно оценивать события истории.

«В целом, оценивая положение в казахстанской историографии, необходимо отметить значительный прогресс в исследовании целого ряда актуальных вопросов. Но формирование целостной концепции еще не завершено, мы не освободились от наследия советской исторической школы», - подытожил М.Сдыков.

Сейчас читают