ИТОГИ САММИТА ОБСЕ В АСТАНЕ: Усилия Президента Казахстана Н. Назарбаева по возрождению ОБСЕ позволили реанимировать диалог в сфере безопасности

и Национальное информационное агентство «Казинформ» предлагает обзор наиболее интересных материалов, публикуемых в казахстанских и зарубежных СМИ, посвященных Астанинскому саммиту.
«Казахстанская правда» 7 декабря опубликовала статью «Миссия выполнена», в которой рассказывается о встрече посла по особым поручениям МИД Казахстана Мадины Джарбусыновой со слушателями Академии финансовой полиции. М. Джарбусынова отметила, что саммит ОБСЕ - это событие, которого ждала не только наша страна, но и вся мировая общественность.
«Нельзя отрицать, что некоторые страны скептически отнеслись к нашему председательству. Но в ходе ответственной миссии все сомнения отпали. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что наша страна справилась с поставленной задачей», - сказала она.
М. Джарбусынова также отметила, что наша страна поставила перед собой непростые задачи, одна из них - это помощь в решении проблем Афганистана. В этом контексте Казахстан выдвинул целый ряд инициатив.
В российской газете «Известия» 7 декабря опубликована статья директора Центра по изучению процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова Алексея Власова под заголовком «Саммит. Перезагрузка».
«Едва ли будет преувеличением сказать, что председательство Казахстана в ОБСЕ стало знаковым событием не только для истории этой организации, но и для всей системы международных отношений. Стало очевидным, что грядет время перемен не только для главной диалоговой площадки в сфере европейской безопасности, но и для всех ведущих международных интеграционных структур», - отмечает эксперт. По его мнению, логика этих перемен заключается в том, что расширились границы понятия «европейская безопасность» - 35 лет спустя после подписания Заключительного акта совещания по безопасности в Хельсинки, стало понятно, что теперь нужно говорить о евразийском пространстве безопасности, не отделяя от «старой Европы» Центральную Азию и Южный Кавказ. Меняется и само содержание термина «безопасность», поскольку появились принципиально новые риски и вызовы - социальные, экономические, информационные.
«Необходима была политическая воля, для того чтобы побудить основные центры, силы внутри организации собраться за общим столом переговоров и договориться об общих «правилах игры», о принципах поведения в сфере безопасности, о новых инструментах и механизмах противодействия глобальным рискам. Эту роль с успехом выполнил Казахстан, первая страна-председатель ОБСЕ, представляющая постсоветское пространство. Астана выбрала верную линию поведения, позволившую решить эту сверхсложную задачу, сохранив баланс отношений между Востоком и Западом. Конечно, в какой-то мере Казахстан опирался на опыт многовекторной политики, проводимой с момента обретения страной независимости. Безусловно, огромную роль сыграли личный авторитет президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, его роль как менеджера и модератора «евразийского диалога». Именно усилия казахстанского лидера по возрождению ОБСЕ позволили реанимировать диалог в сфере безопасности и перейти к строительству «нового здания» организации, основываясь на прочном фундаменте Хельсинкских принципов», - пишет А. Власов.
Новостной интернет-портал «Дельфи» 4 октября опубликовал статью «Эксперт видит в Литве прагматичного председателя ОБСЕ», в которой приводится мнение доцента Латвийского университета Юриса Пайдерса, который считает, что председательство Казахстана в определенном смысле облегчило председательство Литвы в Организации.
«Фактически к концу дня стало ясно, что принятие плана действий невозможно, И оставшееся время было посвящено поиску компромисса. На мой взгляд, главное заключается в том, что Организация показала, что она может достичь компромисса, что и выразилось в принятии Астанинской декларации», - говорит эксперт.
Ю. Пайдерс подчеркнул, что у него не было надежды на то, что один саммит решит все наболевшие проблемы, среди которых он назвал три главных: Приднестровье, Нагорный Карабах, Грузия. Их невозможно быстро и легко решить, уверен он. По его мнению, для этого необходимо время - для того, чтобы сменилось поколение лидеров в конфликтующих странах.
«Чтобы собрать такое количество лидеров стран из стран Европы и Азии, нужен лидер с высоким международным авторитетом, которым Назарбаев обладает. Организация саммита такого уровня - дело непростое, но Казахстан обладает такими возможностями. И его заслуга заключается в том, что Казахстан создал платформу для официального и неофициального общения. Если есть желания принять определенные решения, то на этой платформе их можно решать. Казахстан может собрать всех вместе, но не может заставить принять решение Россию или какую-либо другую страну», - считает эксперт.
Азербайджанское информационное агентство «Тренд» 5 декабря опубликовало интервью с депутатом Меджлиса Азербайджана, политологом Расимом Мусабековым. По поводу совместного заявления стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, Азербайджана и Армении, принятого в ходе саммита ОБСЕ в Астане, Р. Мусабеков отметил: «Очень важно, что в нем не просто подтверждены заявления президентов США, Российской Федерации и Франции в Аквиле (Италия) 10 июля 2009 года и Мускоку (Канада) 26 июля 2010 года, в которых обозначены шесть базовых принципов урегулирования конфликта, но и то, что сделано это уже с участием президентов Азербайджана и Армении. Следовательно, президент Армении Серж Саргсян согласился, тем самым, на вывод войск с оккупированных территорий, возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев в места их постоянного проживания, и даже на проведение голосования, опровергнув все заявления армянской стороны об уже де-факто состоявшихся «референдумах» и «окончательном решении статуса Нагорного Карабаха».
«Хотя на саммите ОБСЕ в Астане не произошло прорыва в переговорах по урегулированию карабахского конфликта, но удалось зафиксировать позиции, по которым ранее достигнуто согласие конфликтующих сторон и стран-посредников», - сказал азербайджанский политолог.
На сайте «Дойче велле» 3 декабря размещен материал «Итог саммита в Астане мог быть хуже», в котором посол ОБСЕ Херберт Зальбер отмечает, что все могло быть и намного лучше, если бы стороны пришли к согласию в вопросе о том, на чем следует ОБСЕ сосредоточить свои действия в будущем. Но могло быть и намного хуже, если бы никакой совместной декларации не было принято вообще.
«В ОБСЕ, как и в других международных организациях, уже годами копится напряжение. Это объясняется тем, что время, когда царили единение и общие представления о международной политике безопасности, сменилось временем, когда эти представления разошлись. Факт состоит в том, что многие страны, прежде всего Запада, придерживаются иных представлений, нежели Россия и некоторые государства Центральной Азии», - считает Х. Зальбер.
На сайте Белорусского информационного агентства «БЕЛТА» опубликована статья «Саммит ОБСЕ в Астане принес Беларуси конкретные внешнеполитические результаты», в которой отмечается, что прошедший в Астане саммит Организации можно считать успешным уже потому, что он все-таки состоялся, впервые за 11 лет, а его участники смогли прийти к консенсусу относительно итоговой декларации.
«Надо отдать должное казахстанской дипломатии: Астана таки сумела под занавес своего председательства в ОБСЕ собрать за одним столом представителей 56 государств-членов, для того, чтобы после затянувшейся паузы обсудить проблемы «Европы без разделительных линий» с участием всех заинтересованных игроков», - говорится в статье.
В публикации также сообщается, что некоторые из идей, высказанных белорусским Президентом, нашли отражение в итоговой декларации саммита в Астане. В частности, это касается необходимости укрепления в рамках ОБСЕ диалога по энергетической безопасности и достижения единства государств-членов в противостоянии транснациональным угрозам, в том числе незаконной миграции, распространению оружия массового поражения, наркотрафику и торговле людьми.