+7 (701) 759 90 19
USD 389.59 EUR 429.06
RUB 6.05 CNY 55.07
Новости

ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: В центре стратегии – социальная защита населения

5 Октября 2016 18:53
Поделиться:
ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: В центре стратегии – социальная защита населения

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.

Общепризнанная роль Первого Президента РК - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.

Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.

**

В книге «Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку», вышедшей в 1992 году, Н. Назарбаев рассматривает актуальные вопросы ресурсосбережения с точки зрения углубления экономических реформ и перехода к рыночной экономике.

Автором разработана концепция новой структурной и инвестиционной политики, а также стратегические направления экономического развития с комплексным использованием сырья и других природных ресурсов на основе анализа зарубежного опыта.

Книга предназначена для научных работников, руководителей предприятий, специалистов и предпринимателей, но будет полезна и для учащейся молодежи, а также всех, кто интересуется перспективами развития экономики Казахстана в контексте проводимых в стране экономических реформ.

***

В книге «Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного государства» изложена четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, дающая каждому возможность увидеть ориентиры на будущее, быть уверенным в правильности избранного пути и достижении конечной цели. Глава государства не выходит за рамки реалистических прогнозов. Он излагает свою концепцию, как программу развития для современного и будущих поколений казахстанцев. Напомним, что книга вышла в свет в мае 1992 года, когда никто не мог дать никаких гарантий, зато было множество самых противоречивых и, в большей части, неблагоприятных прогнозов.

***

«События, радикально изменившие лицо бывшего Советского Союза, стали достоянием истории. Сегодня молодое суверенное государство самоопределившейся казахской нации, все народы и экономика Казахстана находятся на пути к новому состоянию.

Преобразуется общественный организм, существовавшие в нем политические и экономические отношения. Общество и экономика приобретают все более открытый характер. Развитие демократии, реформирование отношений собственности и движение к полноценному рынку признаны безальтернативным средством вывода экономики из кризиса, создают благоприятный климат для становления национального государства.

Следуя этим курсом, мы должны трезво оценить существующие реалии, отказавшись от каких бы то ни было экзальтированных порывов, взять на вооружение спокойный и взвешенный практицизм. И главное - все общественные преобразования необходимо осуществлять в соответствии со сложившейся психологией и традициями народа, с обязательным учетом рудиментов прежнего тоталитарного режима в нашем сознании и поступках, от которых невозможно быстро освободиться, как бы нам этого ни хотелось.

Важно понять, что никто за нас не преобразует Казахстан, не добьется для него достойного места в мировом сообществе, не поднимет стандарт нашей жизни. Убежден, что без видения всеми казахстанцами концептуальной траектории движения, без понимания дальних целей, без конкретной программы шагов в их стратегической связке не будет подлинного обновления, оно останется пустым разговором», - писал Президент в самом начале книги.

Отмечая, что концептуальная модель развития Казахстана предусматривает создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства, Глава государства также подчеркивает, что это будет сильная президентская республика. Такое государство сможет гарантировать права и свободы человека, политический и идеологический плюрализм, обеспечить стабильный гражданский мир и межнациональное согласие, надежную оборону и безопасность. Такой Казахстан сможет занять достойное и равноправное положение в международном сообществе.

Кроме того, это будет государство, опирающееся на развитую рыночную экономику с многообразными формами собственности и социально ответственным предпринимательством, здоровой конкуренцией, разумным участием иностранных инвесторов, имеющее четко выраженную социальную направленность, создающее всем без исключения равные условия и возможности для применения своих способностей и материально благополучного существования. Государство будет сохранять и развивать национальную самобытность каждого народа, проводить политику национального консенсуса, как основы стабильного развития.

«Чтобы такая модель стала реальностью, от каждого казахстанца, независимо от его национальности, вероисповедания, политических симпатий и антипатий, требуется четкое понимание того, что без глубоких преобразований в экономике Казахстан никогда не будет иметь достойного будущего. К процветающему обществу можно прийти только через рынок, открытую экономику, всемерную поддержку предпринимательства. Если говорить абсолютно конкретно, то за ближайшие три года нам предстоит нормализовать потребительский рынок, за следующие 7-10 лет сделать крупные шаги по преодолению сырьевого характера экономики и развитию инфраструктуры, еще за 5-7 лет войти в число новых индустриальных стран. Это можно рассматривать как продиктованный временем социальный контракт между властью и народом, но при условии, что обе стороны будут свято выполнять свои обязательства по его реализации.

С позиции народных интересов, все общества делятся на более и менее цивилизованные, демократические и недемократические, обеспечившие благосостояние своих граждан, и не обеспечившие этого по разным причинам - в силу изначальной бедности, милитаризованности экономики, инфантильности руководства или неверности избранного им курса, отсутствия гражданского мира и согласия. Иная градация - от лукавого или идеологического умысла.

В Казахстане будет не либеральный или народный капитализм, не истинный или модернизированный социализм, а просто нормальное демократическое общество с многоукладной рыночной экономикой, открывающей каждому человеку равные возможности самостоятельного выбора и экономического самоопределения в реализации своих экономических, социальных, национальных и политических интересов, общество, где будут верховенствовать закон, воля народа и здравый смысл, а предприимчивые и трудолюбивые станут состоятельными и зажиточными гражданами», - так обрисован независимый Казахстан в книге Главы государства.

Сегодня мы видим Казахстан таким же, каким его видел Н.Назарбаев в далеком уже 1992 году.

Далее, Президент говорит о проблемах, возникших после обретения независимости во всех постсоветских странах:

«Существующие проблемы внутренней политики тесно связаны с тем неоспоримым фактом, что Казахстан впервые в своей новой и новейшей истории получил реальные условия для всестороннего саморазвития, совершаемого в целях возрождения самобытности казахского этноса и других национальностей, составляющих разнообразную мозаику населения республики. Поэтому, на мой взгляд, фундаментальным положением внутренней политики выступает принцип межнационального консенсуса. Это и определяет особенности казахстанского пути построения демократического правового государства и особенности нашего вхождения в мировое сообщество.

Суверенитет Казахстана имеет сложную этнополитическую и правовую природу. Он представляет собой своеобразный синтез национального суверенитета казахов (в качестве ведущего звена), возвращающего их к своим национальным истокам и традициям, и суверенитета, в целом, казахстанского народа, как единой этнополитической общности. Потому проблемы социальной стабильности и динамического равновесия интересов многонационального населения всегда будут определять ход процессов становления нашего государства. Сознавая это, необходимо постоянно заботиться о сплочении всех народов республики во имя процветания Казахстана, счастья и свободы каждой личности, о подъеме материальной и духовной культуры всех граждан. Уверен, что мы сможем этого добиться, опираясь на традиционное, изначально присущее казахам умение жить в мире и согласии с представителями любых наций и народностей, их природную доброжелательность и глубокое уважение к интересам соседей. Такая же доброжелательность, уважительность и понимание естественного стремления казахской нации к своему возрождению со стороны других народов, населяющих Казахстан, станет фундаментом согласия и дружбы в нашем государстве.

Речь идет о стратегии социального единства в этническом многообразии, поддержании гармоничной общности людей, живущих на единой территории, объединенных общими условиями бытия и родственным менталитетом, идеями благополучия и счастья, защищенных и одним демократическим правовым государством.

Уместно отметить, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и казахское ханство. В последней четверти XVII века казахи практически контролировали всю территорию современного Казахстана.

Поэтому Казахстан в своем нынешнем виде - не чей-то подарок казахам, а их историческая родина, исконно казахская земля. И не вина, а беда нашего народа в том, что он стал меньшинством на земле своих предков вследствие колониального порабощения царской империей, вымирания от голода в годы Советской власти, ссылок и переселений других наций в период коллективизации и Отечественной войны, механического возрастания удельного веса некоренного населения в ходе целинной эпопеи и освоения недр республики.

Неблагодарное дело - раздражать народ памятью прошлых обид. Но и нельзя оставлять без ответа отдельные провокационные выходки не находящих себе места в новой обстановке политических авантюристов с шовинистическим душком. Поэтому властные структуры республики и впредь будут использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности Казахстана, единства и нерушимости его территории.

Национальное возрождение казахов в сочетании с общедемократическими процессами, реализацией прав человека является необходимым условием равноправного развития других национальностей. Не встречая препятствий своему развитию, казахская нация, несомненно, будет с пониманием и уважением относиться к интересам и запросам других народов. Интеллигенция каждого народа изначально должна тяготеть к консолидации, а не к конфронтации.

Вместе с тем надо подчеркнуть и следующее: способность этноса к образованию государства проявляется, прежде всего, в его желании и умении жить в согласии с представителями остальных национальностей, постоянно поддерживать такую атмосферу, чтобы все живущие в республике считали Казахстан своей родиной. Иная позиция ведет к тупику. Это очень серьезный, я бы сказал, ключевой момент. Речь идет о консолидирующей миссии казахской нации».

В этой книге Глава государства дал казахстанцам четкое представление о том, что будет представлять собой суверенный Казахстан, какой будет система государственного управления, и как она будет эволюционировать. Кроме того, Президент разъяснил, как должна проходить адаптация граждан Казахстана к жизни в новых рыночных условиях.

«Развитие государственности независимого Казахстана будет сопровождаться обеспечением «де-факто» президентского правления. Президент республики как глава государства должен иметь все необходимые рычаги для осуществления эффективного руководства. Возглавляя правительство, он будет решать вопросы, связанные с работой высшей исполнительной власти, проводить в правительстве кадровые назначения, определять ответственность правительства и его членов.

С принятием новой Конституции будет последовательно осуществляться переход к более развитым формам организации парламентской деятельности. Высший представительный орган власти Казахстана станет истинно профессиональным, имеющим компактный и компетентный депутатский корпус, способный обеспечить гармоничное сочетание республиканских и региональных интересов, высокое качество законопроектной работы.

И далее будет продолжен курс на совершенствование разделения властей и организацию более эффективного их воздействия в центре и на местах на принципах четкого разграничения полномочий. Вместе с тем глава государства должен располагать возможностями оперативного корректирующего воздействия на иные ветви власти в целях обеспечения действия Конституции и законов республики, прав и свобод ее граждан.

Судебная власть в республике станет постепенно переходить к системе пожизненного выполнения судьями их функций, более рациональному разделению полномочий по ее формированию между главой государства и представительной властью. В конечном итоге мы придем к единому высшему судебному органу республики и разветвленной системе местных специализированных судебных органов.

Продолжится совершенствование системы местных представительных и исполнительных органов в направлении развития подлинно представительных начал деятельности первых и укреплении единоличного характера осуществления функций местного исполнительства.

В республике будет идти характерный для посттоталитарного периода процесс разграничения политической и экономической власти, преодоления абсолютной монополии государства на собственность. Последнее выразится в более активной приватизации и функционировании достаточно влиятельных и весомых негосударственных форм собственности, в формировании массивного среднего слоя собственников, придающего стабильность развитию экономики и обществу в целом. Именно этот слой способствует преодолению в обществе таких негативных явлений, как иждивенческий комплекс, привычка к помощи и апелляция к власти при наступлении экономических трудностей.

Но в переходный период, когда происходит существенное расслоение уровней жизни и для большинства населения утверждение рыночной системы скорее связано с жертвами, чем с улучшением благосостояния, необходимо с пониманием относится к негативному отношению людей к проводимым реформам. Неприятие рынка вызвано вполне объяснимой беспомощностью людей, незнакомых с рыночными реалиями, не имеющих достаточных навыков практической деятельности в новых условиях. В этой связи необходимо заняться созданием массовой базы для утверждения рыночной идеологии, способной убедить людей в приемлемости и справедливости рыночных ценностей.

Это главное социальное условие успешной реализации экономической реформы.

Руководствуясь «Всеобщей декларацией прав человека», мы будем стремиться к наполнению реальным содержанием имущественных прав граждан. Без этого разговор о подлинной человеческой свободе - пустой звук, а достижение уровня жизни, отвечающего мировым стандартам,- несбыточная мечта», - так, кратко и емко, Н.Назарбаев сформулировал самую суть ожидавших страну реформ.

Глава государства также описал предстоящую работу по формированию в Казахстане рыночной экономики:

«Стратегия и тактика в области экономики - решающей сфере общественной жизни - заключается в продолжение перехода к рыночной системе с одновременным преодолением структурного и технологического отставания.

Эти проблемы, тяжелые даже для стабильной экономики, усугубляются для нас тем, что сегодня Казахстан вместе с другими странами СНГ переживает сложный экономический кризис, вызванный политическими, хозяйственными и системными причинами, то есть тупиковостью командной экономики и субъективными ошибками руководства бывшего Союза.

На повестке стоит жизненно важный вопрос: как начинать преодоление кризиса, остановить спад и перейти к постепенному подъему?

Безусловно, позитивную роль могли бы сыграть иностранные инвестиции. Но практика перестроечных лет свидетельствует о том, что в ближайшее время делать серьезную ставку на внешний фактор было бы ошибкой. До сих пор широкомасштабная помощь кредитами, как правило, не выходит за рамки обещаний. Для этого, конечно же, есть и объективные основания (нестабильность, межнациональные войны, неясность до недавнего времени, с кем иметь дело - с ослабленным центром или окрепшими республиками и т.д.). Уже который год длящаяся неопределенность в масштабах и сроках предоставления кредитной помощи сковывает наши инициативы в рамках собственных возможностей, мешает принятию смелых принципиальных решений.

В такой ситуации и дальше ждать у моря погоды нельзя. Напрашивается единственный выход: надо полагаться, прежде всего, на себя и начинать выбираться из кризиса, опираясь на собственные силы. Основной акцент должен быть сделан на своего производителя и инвестора, а помощь оказана тому, кто работает и производит, сберегает и вкладывает.

Если мы не сможем этого сделать, наступит экономическая катастрофа, и все республики бывшего Союза в течение длительного периода будут обречены на довольно-таки унизительную роль экономической колонии развитых государств. Это неприятный вывод, но соответствующий реальной обстановке.

Конечно, если бы некоторые политики стран СНГ, отбросив политические амбиции и бесплодные игры, сумели объединить усилия, вместе выбраться из кризиса было бы намного легче. Ведь наши экономики буквально «вросли» друг в друга, теснейшим образом переплелись, и крайне неразумно разрывать их только на основании того, что каждый член бывшего Союза стал суверенным государством, самостоятельным субъектом международных отношений, полноправным членом ООН и других международных организаций. Большинство стран мира, руководствуясь здравым смыслом и нередко поступаясь частью своего суверенитета, стремится к интеграции. Мы же, ревностно храня в сердце былые, пусть справедливые, обиды на развалившийся тоталитарный центр, упрямо углубляем процессы дезинтеграции. Это не делает нам чести.

Казахстан всегда был готов к совместному варианту выхода из кризиса, настойчиво стремился реализовать его как экономическими, так и политическими методами. Однако, к сожалению, наши инициативы не встретили поддержки со стороны большинства партнеров по СНГ. Поэтому, оставаясь искренними приверженцами объединения усилий, мы вынуждены искать самостоятельный выход из сложившейся ситуации, а именно - осуществлять переход от политики «интеграции» к политике «координации» со странами СНГ. Этот политический курс будет проводиться без суеты и опасного нетерпения, с опорой на внутренние потенциальные возможности. Надо сказать, они v нас достаточно серьезны, во всяком случае, многие страны, начиная свой путь к экономическому возрождению, не имели и малой доли того, чем мы сегодня располагаем.

Во-первых, это широкий спектр полезных ископаемых, создающих надежную сырьевую основу практически любого вида производства. Во-вторых, большие площади сельхозугодий и пашни, позволяющие Казахстану после реформы земельных отношений стать заметным даже на мировой арене экспортером продовольствия. В-третьих, наличие достаточно развитого производственного потенциала и грамотного контингента рабочих во всех отраслях. В-четвертых, богатый, невостребованный по-настоящему прежней системой арсенал научных идей, открытий и изобретений, но пока, к сожалению, не находящих государственной поддержки из-за живучести бюрократических традиций, невосприимчивых к риску, ко всякому новому, выходящему за рамки привычных обыденных представлений.

Таким образом, первый принципиальный вывод со стратегическими последствиями: преодолевать нарастание кризиса и восстанавливать экономику необходимо за счет собственных возможностей, которые позволяют это сделать. В нашей истории были случаи, когда мы выходили из положения, имея гораздо худшие стартовые условия», - таким было видение Президента.

Н. Назарбаев всегда уделял большое внимание социальной сфере:

«Реализация задач в сфере экономики тесно взаимосвязана с вопросами социального развития. Достаточно сказать, что насыщение потребительского рынка и создание продовольственного изобилия одновременно решает задачи стабилизации экономики и повышения уровня жизни населения, снижения социальной напряженности.

В первую очередь будут предприниматься меры по приглушению факторов, генерирующих инфляцию и снижающих тем самым реальные доходы населения. Это достигается двумя взаимосвязанными путями: первый - расширение производства и предложения товаров и услуг; второй - сдерживание роста и связывание доходов, чтобы увести их с текущего потребления (ценные бумаги, жилищное строительство, предметы длительного пользования и т. д.).

В центре стратегии государства в переходный период будет находиться социальная защита населения Казахстана:

- государственная поддержка и создание социальных амортизаторов прежде всего для нетрудоспособных и малоимущих слоев - пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, учащейся молодежи;

- государственная поддержка науки, культуры, образования и здравоохранения;

- обеспечение социальных гарантий по безработице,

Мы пока недооцениваем такую коварную «ловушку» рынка, как безработица, хотя она может увеличиваться быстрыми темпами в случае массового банкротства предприятий из-за дороговизны и сужения потребительского спроса. Поэтому каждая область и город должны работать над программой создания дополнительных рабочих мест. Конкуренция, банкротство и безработица - обязательные атрибуты рыночной системы.

Самое серьезное внимание будет уделяться службе занятости с тем, чтобы свести к минимуму негативные последствия безработицы. В этих целях будет укрепляться система переподготовки специалистов и рабочих, создаваться рынок жилья и вводиться в цивилизованные рамки ныне неуправляемая миграция людей внутри и за пределы Казахстана;

- компенсационная поддержка населения, проживающего в особо экологически кризисных и отдаленных районах;

- проведение продуманной демографической и иммиграционной политики, которая, с одной стороны, не противоречила бы международным нормам, а, с другой,- защищала бы интересы коренного населения при возможных массовых миграциях иностранной рабочей силы в республику в случае успеха стратегии быстрого развития.

Реализация этих направлений социальной защиты будет обеспечиваться прежде всего за счет бюджетных ассигнований и средств различных социальных фондов и благотворительности.

С учетом динамики инфляции будут регулярно пересматриваться в сторону увеличения минимальные размеры пенсий и заработной платы.

Прорабатываются вопросы гарантированного снабжения лиц, получающих пенсии и пособия, через сеть специальных магазинов с использованием в качестве платежного средства национальных металлических монет.

В условиях кризиса экономики первыми страдают отрасли непроизводственной сферы, где больше всего сосредоточено интеллектуального потенциала народа. Используя все возможности государства, здесь будут приниматься меры по приближению средней заработной платы к среднему заработку в производственной сфере.

На весь переходный период сохраняется бесплатность основных медицинских услуг для социально уязвимого контингента населения, а также для получения образования. В системе высшей школы и техникумов введение платного обучения должно строго дозироваться, иначе доступ к образованию может быть монополизирован состоятельными людьми», - пишет Глава государства.

Во второй половине книги речь идет о вопросах безопасности, в том числе о военной доктрине, о внешнеэкономической политике и других важных вещах.

В заключение Президент отмечает:

«Специфика Казахстана состоит в том, что он обладает чертами как развитой страны (всеобщая грамотность населения, широкая сеть научно-исследовательских учреждений, космические исследования), так и развивающейся (сырьевая направленность экономики, экологическая загрязненность многих регионов, потребность в иностранных инвестициях и импорте новых технологий, отставание инфраструктуры). Рядом с этим - гипертерриториальность, внутриконтинентальное расположение, огромные запасы природных ресурсов, пестрый этнический состав населения.

Совокупность всего этого определяет наше место в мировом сообществе, стратегию становления и развития Казахстана как суверенного национального государства на самый сложный переходный период. Если народ Казахстана реализует эту стратегию, наша республика займет авторитетное положение на геополитической карте Евразии.

Понимая серьезность наших стратегических намерений, как глава государства, я стремился не ставить непосильных задач, не выходить за рамки реалистического предвидения, как бы этого ни хотелось ради Казахстана и его народа. Все сказанное вполне достижимо, если каждый воспримет вышеизложенное как свою собственную программу, как долг перед своими родными и близкими, перед поколениями, которые придут нам на смену».

Эта книга дает читателю возможность проследить за мыслью Главы государства, с первых дней Независимости думавшего о том, как сделать Казахстан таким, каким мы, и весь мир, знаем его сейчас - сильным, экономически устойчивым современным государством, твердо вставшим на путь демократического развития.

Подписывайтесь на наш канал:

Поделиться:

Автор:

Мейрамбек Байгарин

Загрузка...
Оставить комментарий
+7
Отправить
Читайте также
Загрузка...
Сотрудники онлайн
Редактор
Алмас Жумабаев
Алмас Жумабаев
954-047
Редактор
Ринат Дусумов
Ринат Дусумов
954-047
Редактор
Тасмаганбетова Гульжан
Тасмаганбетова Гульжан
954-047

Архив