История Международного праздника Новруз
Как отметили в Посольстве ИРИ в РК, Новруз как государственный праздник отмечается в Иране, Казахстане, Кыргызстане, Турции, Пакистане, Афганистане, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, и Ираке. Также Новруз отмечается как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане.
23 февраля 2010 года Генеральная ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию "Международный день Новруз", согласно которой Генассамблея ООН объявила 21 марта Международным днем Новруз. На основе этого Новруз (история происхождения которого начинается с Ирана) был признан международным праздником.
Ранее, 30 сентября 2009 года Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, и в городе Тегеран (Иран) создан «постоянный секретариат Новруз».
Первое празднование Новруза на международном уровне прошло в 2010 году в Иране, вторая сессии международного праздника Новруз также прошла в Иране в 2011 году, третья- в 2012 году в Таджикистане, четвертая- в 2013 году в Туркменистане и пятая- в 2014 году в Афганистане. На этом празднике лидеры стран, отмечающих праздник Новруз, собираются вместе и отмечают этот праздник весны.
Крупнейший праздник иранцев
Новруз (Новый год) - крупнейший праздник иранцев с древних времен до наших дней и один из самых известных в мире весенних праздников.
Украшение скатерти «хафт син» является наиболее важным обрядом, совершаемым до наступления Новруза. Слова «хафт син» означают семь подносов с праздничными явствами и цветами, названия которых начинаются с буквы «син» («с»).Зелень («сабзе») - свежа, гиацинт («сонбол») - грациозен, яблоко («сиб») - райский фрукт, («саману») - яство из солода, лох («сенджед») ароматом своих цветов вызывает влюбленность, чеснок («сир») - растение, полезное для здоровья, семена руты («эспад») охраняют от дурного глаза. Кроме того, на праздничный стол кладут Коран как признак связи религиозных верований с национальными традициями, зеркало - символ гармонии, свечи - источник света и тепла. Прозрачная вода символизирует воду, обладающую живительной силой, а рыба - чистоту, свежесть и радость.
Новруз - иранский праздник
В наши дни празднование Новруза в Иране начинается с последней среды старого года и завершается церемонией «сиздах бедар» («тринадцать вне дома», т.е.тринадцатый день после наступления Нового года), когда все выходят из дома и собираются за праздничным столом на лужайках и в садах, преимущественно вне городов и селений. До наступления Новруза совершаются такие обряды и ритуалы: празднование последней среды старого года, генеральная уборка дома перед Новрузом, преподношение подарков, украшение скатерти «хафт син» (семь предметов с буквой «син» - соответствующей русской букве «с»). Вероятно «хафт син» является наиболее важным и символически более значимым обрядом.
Древние иранцы в качестве доброго предзнаменования выращивали семена, символизирующие изобилие и благоденствие, которыми украшали праздничный стол. Словом «сини» (арабизированное персидское слово «чини», т.е. «китайский») в древности называли подносы, сделанные из фарфора. Вероятно, слова «хафт син» означали семь подносов с праздничными явствами, которые символизировали «сабзе» («зелень») и «сарсабзи» («процветание»). Скорее всего, в течение многих веков слово «сини», в результате трансформации его значения, стало сочетаться с символами фруктов, цветов и растений, названия которых начинаются с буквы «син». Каждый из них символизировал плодородие и здоровье, что является еще одним подтверждением изящного вкуса иранцев.
Кроме того, на праздничную скатерть кладут: куриное яйцо, которое символизирует зародыш и потомство (в древнеиранской мифологии земля и небесная сфера уподобились куриному яйцу; при этом земля, наподобие желтка, окружена белком, т.е. небесной сферой; с другой стороны, это говорило о шарообразности земли в представлении древних иранцев). Прозрачная вода на Новрузовской скатерти символизировало чистую воду, обладающую живительной силой, а рыбы чистоту, свежесть и радость. Кроме того, иранский месяц эсфанд, первый день которого совпадает с началом празднования Новруза, соответствует созвездию рыб.
В Иране существует обычай после встречи Новруза одеваться во все новое и посещать дома родных и близких, друзей и поздравлять их с наступлением Нового года.
Получение подарков от старших в семье олицетворяет будущее благоденствие. Новруз, независимо от того, осведомлены вы о связанных с ним мифах и символах или нет, сам по себе - красивый праздник. Новый год по иранскому календарю совпадает с возрождением природы. Связанные с этим праздником символические действия и символическая скатерть придают ему большую привлекательность. Иранцы могут гордиться тем, что выбрали наилучший способ празднования нового года, основанный на своей богатейшей культуре и духовности.
Новруз и связанные с ним обычаи
Наступает весна, пробуждается природа, и люди освобождаются от зимней спячки, очищают свои сердца от всего темного и старого и отмечают древний и красивый праздник.
В нем сохранились верования и предания предков. И до сих пор иранцы свято чтут этот свой старинный обряд. Это память о прошлом, которая всегда с нами, в наших сердцах.
Новруз, это памятный подарок наших предков, который был всегда радостен и приятен сердцу иранца, состоит из нескольких особых обрядов и символов, в частности, праздника поливания водой, «Мир-е Новрузи», «хафт син», «сизда бе дар» и т.д.
Сохранившись на протяжении истории, в периоды взлетов и падений иранского народа, эти обычаи с удовольствием соблюдаются в начале весны всеми иранцами.
В начале иранского года (20-21 марта) каждый с нетерпением ждет этого желанного гостя. Иранцы поливают водой свои дома и переулки, расставляют горшки с цветами и молодой злаковой порослью по всему дому, расстилают разноцветную скатерть для «хафт сина», а в торжественный момент наступления нового года возносят благодарность Всевышнему и просят Его ниспослать благоприятный и плодородный год.
Предки иранцев верили, что Создатель создал мир в шесть приемов (за шесть этапов), причем человек появился в конце того периода, который совпал с началом весны.
В древних памятниках письменности Нворуз («новый день») назвали так в честь дня, когда был создан Кийумарс - первый человек. В «Шахнаме» Фирдоуси основание праздника Новруз приписывается Джамшиду, во времена которого мир был наполнен зеленью и благоуханием.
В некоторых преданиях честь основания этого праздника приписывается Соломону.
Иранцы верили, что в Новруз на землю спускаются ангелы и души правоверных. Поэтому этот праздник называли также праздником усопших предков. За несколько дней до него и в течение нескольких дней после люди молились на могилах, ушедших в мир иной предков, чтобы вознести благодеяния Господу и порадовать души умерших.
Само персидское слово праздник - «джанш» - происходит от авестийского слова «йасн» и «йасне» и пехлевийского слова «йазшан», что означает «восхваление».
Новогодние обряды с небольшими изменениями, произошедшими на протяжении истории, до сих пор сохранились у иранцев.
Чахаршанбе-сури - последняя среда перед Новрузом
Это один из самых известных новогодних обрядов. «Чахаршанбе» означает «среда», а слово «сури» в форме «сурик» в пехлевийском языке означало «роза». Оно и сейчас в некоторых западных иранских диалектах используется в значении «красный». Это слово в сочетаниях также стало обозначать «празднество».
В отдаленные эпохи дни недели получали свое название по имени одного из богов, причем каждый день имел свой цвет, посвящался особой звезде. Таким образом, определялось, благоприятный это день или нет. Согласно этой классификации среде свойствен красный цвет, а покровительствует ей Меркурий, что по иранским поверьям делало этот день очень благоприятным. В эту последнюю среду года люди собираются вместе, готовят специальную еду и особый вид «аджиля» (смеси семечек, орехов, изюма и т.д.). Они веселятся и ликуют и выполняют обычай, доставшийся им от предков, от того времени, когда особым уважением пользовался огонь, а свет и тепло был также средством передачи новостей.
Обряд водолития
Этот обряд связан с уборкой и стиркой предметов домашнего обихода, опрыскиванием водой своего дома, квартала и «махали», а также разбрызгиванием розовой воды друг на друга.
Утверждается, что одним из обрядов праздника «Тиреган» 13 тира (3 июля) было водолитие, а затем этот обряд перешел в рамки предновогодней обрядности. Причина заключалась в неточном исчислении високосного года.
В настоящее время уже не проводится обряд водолития в своей старой форме. От него остался только обычай стирать вещи перед новым годом и разбрызгивать розовую воду.
«Мир-е ноурози» - так назывался человек, который верхом на лошади или осле объезжал улицы и переулки и своими шутками и прибаутками веселил людей, получая от них за свою работу подарки. Сейчас этот обычай уже не существует в старом виде. Но эту традицию продолжают люди, которые в течение последних десятилетий в разноцветных одеждах и с намазанными черным гримом лицами распевают песни и бьют в бубен, получая подношения от людей. Их называют «хаджи-Новруз».
Хафт син
Скатерть с «хафт сином» (семь предметов, названия которых начинаются на букву «син», то есть «с») несла, несомненно, символическое значение и должна была наполнить дом благодатью и радостью. Возможно эта традиция берет свое начало в той эпохе, когда предки иранцев поклонялись богине Митре (Мехр) и считали Солнце великим небесным божеством. Они думали, что человеческая душа на своем пути из источника света к земле должна пройти семь небесных звезд. Приверженцы митры также полагали, что прохождение 7 созвездий необходимо для души, которая из царства света попадает на темную землю, в ограниченное пространство человеческого тела.
С другой стороны, по их поверьям, также и душа, следующая из вселенной на небо, в рай, должна пролететь через 7 созвездий.
Возможно, традиция накрывать «хафт-син» связана с 7 «эмшаспандами», то есть вечными правителями, включающими в себя верховное божество Ахурамазду и шесть ангелов хранителей.
Кроме того, иранцы проводили церемониальные моления для увеселения ангелов предков и душ умерших в течение 7 суток, продолжая их до сорокового дня. И теперь поминки осуществляются на седьмой и сороковой день.
Число семь всегда несло в себе символическое значение, что подтверждается многими примерами. Например, в Библии мы встречаем упоминание 7 колосьев, 7 коров, 7 полных лет, 7 лет засухи; то же самое находим и в Евангелии: 7 золотых светильников, 7 звезд, 7 церквей на Востоке. В Коране упоминаются 7 коров, 7 небес, 7 ночей, 7 дней, 7 дорог, 7 морей.
Священный Коран именуют также «семью седьмых», и название это произошло следующим образом. Первые чтецы Корана делили его на 7 частей, читая каждый день одну седьмую и заканчивая за неделю весь цикл чтения. Еще одна причина заключается в том, что в Коране отражено 7 тем: обещание, предупреждение, проповедь, повествование, приказание, запрещение и утверждение. Общепризнанных чтецов было семь, и у каждого было 2 рассказчика, а общее число их повествований составляло четырнадцать.
Обряд хаджа также включает в себя 7 этапов: ихрам, тавар, благочестивое усилие, Арафат, обет (мани), побивание камнями дьявола и жертвоприношение. Во время хаджа мусульманин 7 раз обходит Дом Божий, кидает в дьявола 7 камней. Во время намаза при земном поклоне 7 частей его тела должны соприкасаться с землей. В иранской традиционной музыке также имеется 7 основных мелодий.
В первый момент начала весны, когда начинают оживать растения и наполняются жизнью почки деревьев, жители Ирана отмечают свой древний праздник до 13 месяца фарвардина, первого месяца иранского календаря. На тринадцатый день иранцы отправляются из своих домов на природу, где сажают проросшие зерна хафт-сина.