Инвентаризировать жилищное законодательство в РК предложил Аскар Шакиров
В обращении отмечаются значительные меры государственной поддержки по обеспечению жильем социально-уязвимых групп населения из государственного жилищного фонда, предусмотренные в программных документах Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.
Поступающие в учреждение Омбудсмена жалобы граждан свидетельствуют о наличии факторов, затрудняющих реализацию ими вышеупомянутых прав.
Одной из проблем, отмеченных в обращении, является присутствие в действующем законодательстве правовой коллизии в реализации многодетными матерями, награжденными подвеской «Алтын алқа», права на получение жилья из государственного жилищного фонда в первоочередном порядке в соответствии со ст. 36 Закона РК от 12.12.1995 «О государственных наградах».
«Вышеуказанное право, согласно ст. 74 Закона РК от 16.04.1997 «О жилищных отношениях», предусмотрено для лиц с инвалидностью и участников Великой Отечественной войны, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному Закону, многодетные матери, награжденные подвеской «Алтын алқа», могут претендовать на вышеуказанную льготу только по категории многодетных семей», - говорится в тексте обращения.
Данная правовая коллизия подтверждена прокуратурой города Астаны, из разъяснений которой следует, что в соответствии со ст. 12 Закона РК «О правовых актах» при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, введенные в действие позднее. В этой связи, правоотношения, связанные с порядком предоставления гражданам жилья регулируются нормами статьи 74 Закона РК «О жилищных отношениях».
В своем обращении Омбудсмен выразил обеспокоенность тем, что сложившаяся ситуация создает двусмысленность в реализации упомянутой категорией многодетных матерей права на получение жилья в первоочередном порядке, так как выражая свое несогласие с отказом местных исполнительных органов в предоставлении такого права, они руководствуются законодательно закрепленным в их интересах положением.
В контексте изложенного в обращении отмечена необходимость приведения норм указанного законодательства в должное соответствие на основе всестороннего анализа.
Другим не менее важным, затронутым Омбудсменом, вопросом, является отсутствие четкого механизма постановки на учет граждан, жилище которых не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям. Согласно пп. 4 ст. 69 Закона РК «О жилищных отношениях», граждане РК, не имеющие в постоянном пользовании жилища из коммунального фонда, признаются также нуждающимися в жилище из государственного фонда, если помещение, в котором они проживают, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям.
Вместе с тем, по информации акимата города Астаны, предоставленной в порядке ответа на запрос национального правозащитного учреждения, до этого времени ни одним нормативным актом не был определен уполномоченный орган по выдаче документа, подтверждающего несоответствие/соответствие жилища вышеуказанным требованиям.
В контексте изложенного внимание Правительства было обращено на то, что при наличии конкретной нормы в Законе РК «О жилищных отношениях» в течение длительного времени отсутствовал механизм ее реализации.
В связи с данными обстоятельствами, учреждением Омбудсмена была проведена работа с Министерством по инвестициям и развитию РК по восполнению указанного пробела, в результате которой 17 февраля 2017 года постановлением Правительства РК внесены изменения в соответствующий подзаконный акт.
Эти изменения устанавливают следующий порядок выдачи необходимых заключений: 1) по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы территориальным подразделением ведомства уполномоченного органа выдается оригинал санитарно-эпидемиологического заключения на жилище; 2) по результатам технического обследования жилища аттестованным экспертом в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности выдается оригинал технического заключения на жилище.
Проведенный учреждением Уполномоченного по правам человека последующий соответствующий мониторинг деятельности местных исполнительных органов показал, что указанные органы не информированы о вышеназванных нормативных изменениях и, соответственно, продолжают отказывать в постановке на учет гражданам в случаях, когда их жилища не отвечают установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям.
«Необходимость упорядочения данной проблемы очевидна, так как неудовлетворительные жилищные условия являются источником угрозы здоровью и жизни граждан», - подчеркивается в обращении.
В данном контексте необходимым, по мнению Омбудсмена, является проведение инвентаризации жилищного законодательства с учетом правоприменительной практики, а также соответствующего контроля над деятельностью местных исполнительных органов.