Государственно-частное партнерство является одним из наших приоритетов - вице-министр здравоохранения РК Елжан Биртанов

АЛМАТЫ. 18 мая. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении относится к ряду стратегических задач нашего министерства. В рамках совместного проекта Правительства РК и
None
None
Всемирного банка по институциональной реформе системы здравоохранения Казахстана начат пятилетний проект стоимостью более 300 млн. долларов США. Одним из его ключевых моментов является совершенствование госпитальной структуры и системы больничного планирования в республике. Об этом накануне в Алматы на «круглом столе», прошедшем в рамках выставки KIHE-2009» сказал вице-министр здравоохранения РК Елжан Биртанов, сообщает корреспондент Казинформа. Е.Биртанов отметил, что за последние пять лет государственные расходы на здравоохранение увеличились в несколько раз. В 2009 году предусмотрено 469 млрд. тенге, что составляет 2,6% от ВВП страны. Расходы в расчете на одного жителя страны в 2009 году прогнозируются на уровне 29 650 тенге на одного человека. В связи с экономическим кризисом произошел пересмотр бюджета. «Но Глава государства гарантировал сохранение структуры социальных расходов. Таким образом, сокращение в основном коснулось бюджетных программ инвестиционного характера, в частности, не начатых объектов здравоохранения», - отметил он. Основные инвестиции найдут отражение в реализации Государственной программы реформирования здравоохранения на 2005-2010 годы. С этого года Минздрав, как и другие государственные органы, перешел на систему трехлетнего бюджетного планирования, ориентированного на результат. В стратегическом плане министерства, утвержденном постановлением Правительства РК, четко по годам определены конечные индикаторы всей системы здравоохранения. Именно на их достижение направлены бюджетные средства. Вице-министр выделил основные приоритетные направления работы своего ведомства. Это - укрепление здоровья граждан, повышение эффективности управления здравоохранением, развитие системы кадровых ресурсов и медицинской науки. «По всем этим направлениям идет реализация стратегического плана. В частности, укрепление здоровья граждан включает охрану здоровья матери и ребенка», - сказал он. В связи с сокращением бюджетных расходов пересмотрен план финансирования по закупке медицинского оборудования. «Но в нем сохранены затраты на приобретение медицинского оборудования по вышеназванным направлениям. Они направлены на снижение бремени социально значимых болезней, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, туберкулеза, травматизма, на обеспечение санэпидблагополучия, формирование здорового образа жизни, правильное безопасное питание», - пояснил Е.Биртанов. Он сообщил, что сумма расходов, планируемая на трехлетний период, равна 122 млрд. тенге. На развитие кадровых ресурсов, обеспечение отрасли квалифицированными специалистами, отвечающими потребностям общества, повышение качества научных исследований в области здравоохранения будет направлено 11,6 млрд. тенге. «Помимо программ на подготовку и переподготовку кадров в рамках стратегического плана предусмотрены новые подходы. В частности, постепенно будет увеличиваться доля трансфертов из республиканского бюджета в местные. Они предусмотрены для децентрализации средств по подготовке и переподготовке кадров и направлены в местные исполнительные органы для определения количества студентов по той или иной специальности, финансирования и предоставление грантов на обучение», - сказал Е.Биртанов. Одно из основных направлений - повышение эффективности управления системой здравоохранения, качества и доступности лекарственных средств, развитие инфраструктуры здравоохранения. Общие прогнозируемые расходы на данное направление - 165,7 млрд. тенге. Существенная трансформация предстоит в области предоставления гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Это будет реализовано путем создания единого государственного покупателя медицинских услуг. На сегодня им являются областные бюджеты, которые финансируют ГОБМП в лице областных управлений здравоохранения. Данная ситуация приводит к резкому дисбалансу между объемом средств, выделяемых на оказание ГОБМП в различных регионах, и несоблюдением единых подходов при формировании и планирования бюджетов. В некоторых регионах выделяется в два раза меньше средств в расчете на одного жителя, чем в других, в зависимости от экономического статуса областей. В рамках реформы здравоохранения было предпринято консолидирование бюджетов здравоохранения на областном уровне. «Такого рода децентрализация дала промежуточный эффект. В связи с тем, что социальные, экономические приоритеты в различных регионах разные, это не дает государству возможность гарантировать населению равный доступ к качественной медицинской помощи. В связи с этим Минздрав со следующего года будет осуществлять закуп стационарных услуг через республиканский бюджет. Рабочая группа по проработке этих механизмов уже действует. Основным результатом станет выравнивание тарифов на медуслуги между регионами и возможность предоставления единого стандарта качественных медицинских услуг. На первом этапе - в области стационарных услуг. Со временем и на услуги первичной медико-санитарной помощи», - пояснил вице-министр. Еще одно направление - развитие инфраструктуры здравоохранения. Она представлена не только отраслевыми объектами и информационными системами. «Основная масса наших больниц была выстроена в советское время. Сегодня требования и ожидания населения сильно изменились. Инфраструктура отрасли должна соответствовать экономическим приоритетам государства и ожиданиям населения. Ее развитию придается огромное значение. В этой связи Президент РК в 2006 году поставил задачу построить «100 школ и 100 больниц» на основе государственно-частного партнерства. Данный проект реализуется в стране в течение трех лет. В рамках развития инфраструктуры из госбюджета финансируется строительство и сейсмоусиление объектов здравоохранения, развитие единой информационной системы, развитие телемедицины. На сегодня в трехлетнем бюджете предусмотрено порядка 268 млрд. тенге на строительство новых и финансирование начатых объектов здравоохранения. «Не все из них входят в проект «100 школ и 100 больниц», некоторые из них начаты ранее и финансируются из республиканского бюджета. Но так или иначе в рамках проекта «100 школ 100 больниц» осуществляется строительство 46 больниц, 36 поликлиник, 9 центров крови, четырех противотуберкулезных диспансеров, трех родильных домов», - отметил Е.Биртанов. На 2009 год Законом РК «О трехлетнем бюджете» заложено свыше 59 млрд. тенге на целевые трансферты областным бюджетам и бюджетам городов Астана и Алматы на строительство и сейсмоусиление объектов здравоохранения. Кроме того, бюджетная программа №16 предусматривает завершение республиканских объектов здравоохранения, на которые выделено 10 млрд. тенге. На программу «100 школ, 100 больниц» предусмотрено 45 млрд. тенге. В целом на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в 2009 году предусмотрено свыше 70 млрд. тенге. В разрезе регионов в проект «100 школ, 100 больниц» всего входит 103 объекта. Семь объектов завершено в 2008 году, в 2009 планируется сдать 18 объектов, из которых половина софинансируется из местных бюджетов. В 2010-2011 годы предстоит ввести 78 объектов. Вице-министр сообщил, что из-за экономического кризиса строительство свыше 20 объектов, входящих в указанную программу , отодвинуто на более поздние сроки. Так, четыре университетские клиники, крупные областные многопрофильные больницы на 300 коек отложены на 2010, 2011 и последующие годы. Эта ситуация может пересматриваться в оптимистическую или пессимистическую сторону. Было отмечено, что основную ношу и финансовое бремя по строительству и развитию больничного парка берет на себя государство. На 2010-2011 годы для осуществления проекта «100 больниц, 100 школ» предусмотрено 248 млрд. тенге.Вместе с тем по проектно-сметной документации стоимость этих объектов значительно превышает заложенную сумму, и дефицит средств равен примерно 98 млрд. тенге. Эти средства сегодня республиканский бюджет не может предоставить. «Политическое решение принято, что соответствующее софинасирование будет осуществляться из местных бюджетов. Это довольно рискованная ситуация для Правительства ? частично перекладывать бремя ответственности за развитие инфраструктуры на местные исполнительные органы. Необходимо рассмотреть все возможные пути решения данной проблемы. Это касается не только строительства больниц, затраты включают и оснащение объектов медицинским оборудованием. Одним из вариантов решения этого вопроса является государственно-частное партнерство. К примеру, на контрактной основе», - пояснил вице-министр. Е.Биртанов отметил, что в Казахстане действует такая форма государственно-частного партнерства, как аренда зданий. Кроме этого, есть различные формы контрактных услуг между государством и частным бизнесом, то есть предоставление по государственному заказу медицинских и немедицинских услуг, услуг в сфере создания и поддержки IT-систем. Среди других форм - доверительное управление государственными объектами. «Весь вопрос состоит в балансе мотивов, стимулов и ответственности. Все концессионные варианты основаны на более серьезном разделе ответственности и интересов партнеров. Сегодня в условиях нехватки финансовых средств и дефицита ликвидности -государственно-частное партнерство становится актуальным - как для государства, так и бизнеса», - сказал вице-министр здравоохранения РК.
Сейчас читают