Главный концертмейстер оперы Елена Сахно: Мы – бойцы невидимого фронта

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – «Мы – бойцы невидимого фронта, большая часть нашей работы проходит за кулисами и не видна зрителям», – так говорит о своей творческойдеятельности главный концертмейстер оперы Елена Сахно. В беседе с корреспондентомМИА «Казинформ» она рассказала, почему делом ее жизни стало оперное искусство, надкакими проектами работает сейчас и как проводит время карантина. Подробнее читайте внашем материале.

По словам главного концертмейстера оперы, на карантине у неё появилась прекрасная возможность заняться саморазвитием, переосмыслить многие вещи, понять, что главное, а что второстепенное.

«Мой день обязательно начинается с тренировки, ведь хорошая физическая форма – непременное условие для профессиональных занятий музыкой. Во время карантина у меня появилась отличная возможность прочитать книги, на которые не хватало времени. Также продолжаю заниматься на инструменте и строю планы предстоящих концертов с солистами. Очень радует, что благодаря карантину многие театры открыли доступ к онлайн-просмотрам своих спектаклей с участием мировых звёзд оперного искусства. Благодаря этим трансляциям мы имеем возможность приобщиться к шедеврам.

Особенно меня восхищают постановки METROPOLITAN OPERA – их технические возможности, работы режиссёров, дирижёров и, конечно же, певцов. Мой любимый театр Carlo Felice в Генуе, где посчастливилось проходить стажировку, тоже каждый день транслирует свои концерты и спектакли. Так, недавно мы имели возможность посмотреть Stabat Mater Дж.Россини с ведущей солисткой «Астана Опера» Салтанат Ахметовой в партии сопрано. А следом и Девятую симфонию Бетховена в совместном проекте театров Carlo Felice и «Астана Опера» (сопрано – Жаннат Бактай, меццо-сопрано – Дина Хамзина, тенор – Нурлан Бекмухамбетов, баритон – Талгат Мусабаев). Мне вдвойне было приятно смотреть трансляцию Девятой симфонии с участием наших солистов, потому что мы её представляли в 2018 году во время гастрольного тура в Геную, состоявшегося при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Оба проекта обязаны успехом главному дирижёру «Астана Опера» Алану Бурибаеву», - рассказала Елена Сахно.

По ее словам, находясь дома, она не прекратила работу по подготовке новых спектаклей «Дон Паскуале» и «Любовный напиток» Г.Доницетти, премьера которых перенесена на осень. Много возникших вопросов обсуждает по телефону с дирижерами- постановщиками этих опер - Аланом Бурибаевым, Абзалом Мухитдином, а также педагогом-консультантом – Аллой Симонишвили.

«Алла Симонишвили – частый гость в Казахстане. Она проводит мастер-классы с певцами. Алла преподаёт в Международной академии пения в г.Озимо (Италия). Нужно отметить, что наши замечательные казахстанские певцы – Салтанат Ахметова, Бауржан Андержанов обучались в этой академии. Уже больше 15 лет тесные творческие контакты связывают меня с Российским центром науки и культуры, в стенах которого было проведено огромное количество благотворительных концертов с разными исполнителями – Хорлан Калиламбековой, Багдатом Бекишевым, Ашимом Унайбековым, Еленой Низамутдиновой, Евгением Чайниковым и многими другими. И я очень счастлива, что мой труд не остался незамеченным. Указом Президента Российской Федерации В.Путина от 1 марта 2017 года.

«За заслуги в области культуры и искусства, большой вклад в сближение и обогащение культур народов Российской Федерации и республики Казахстан» меня наградили медалью Пушкина», - отметила она.

Находясь на карантине, Елена Сахно совместно с музыкантами театра «Астана Опера» – Галиёй Байгазиновой, Алексеем Косыревым и при содействии Российского центра науки и культуры подготовили совместный проект: ко Дню космонавтики записали любимую песню Юрия Гагарина и многих поколений космонавтов – «Нежность» Александры Пахмутовой. Эту запись смогли посмотреть зрители в 92-х странах мира. «Конечно, на этом совместные проекты не заканчиваются, у нас есть очень много интересных планов», – заверила она.

Елене Сахно было 6 лет, когда мама привела в музыкальную школу №1 города Павлодара. Первым педагогом главного концертмейстера оперы была Октябрина Степанова.

«Она привила мне огромную любовь к музыке, и первый опыт игры в ансамбле с другими музыкантами я получила под её чутким руководством. Во время учебы в Павлодарском музыкальном училище и в Алма-Атинской консерватории моим любимым предметом был концертмейстерский класс. И в этом тоже огромная заслуга моих преподавателей – Люции Абдыкаримовой и Татьяны Шульгиной. В профессиональном плане я многим обязана им. И, конечно же, я с теплом и благодарностью всегда говорю о своём педагоге по специальности – профессоре КазНУИ, заслуженном деятеле РК Нурлане Измаилове, с которым мы все еще поддерживаем дружеские отношения», - рассказала она.

Елена Сахно отметила те качества, которые должны быть присущи концертмейстеру.

«Хотелось бы для читателей пояснить само слово «концертмейстер». Это - пианист, который аккомпанирует вокалисту или инструменталисту. Особенность работы концертмейстера оперы заключается в том, что он, прежде всего, должен прекрасно владеть инструментом, быть чутким партнёром. Помимо этого должен уметь играть 3- строчную и более партитуру, определяя в ней главное, читать с листа, транспонировать, уметь играть «по руке дирижера», а также знать основные правила чтения и произношения иностранных слов, ведь оперы исполняются на итальянском, французском, немецком, казахском, русском языках», - подчеркнула наша героиня.

Концертмейстер в опере – это главный помощник дирижера. Любой оперный певец старается работать с концертмейстером, у которого большой профессиональный и солидный багаж знаний. Кроме того, они должны быть тонкими психологами. Известная оперная певица Мария Каллас, например, всегда искала себе концертмейстера с ангельским терпением. Одна из особенностей заключается в том, что все свои знания и умения они вкладывают в певцов, выражаясь высокопарно, служат им.

«Солисты выходят петь спектакли, поэтому вся наша кропотливая ежедневная работа посвящена им. Мы ведём их за руку от момента разбора нотного материала до выхода на сцену, поэтому можно смело сказать, что мы, концертмейстеры оперы, – бойцы невидимого фронта», - рассказала Елена Сахно.

Кроме уроков с певцами, концертмейстеры играют оперные клавиры на репетициях с дирижером - спевки. Перед выпуском любого спектакля проходят мизансценические репетиции с режиссёром, которые тоже не обходятся без концертмейстера оперы. Любая новая постановка – это очень интересный и захватывающий процесс.

«Помимо того, что мы проводим уроки с певцами, играем репетиции, нам необходимо также заниматься самим, учить новые клавиры, произведения, которые будут исполняться певцами на концертах. Иногда играешь от шести до девяти часов в день. Конечно, и спина затекает, и руки устают, и глаза. Поэтому я всегда стараюсь в перерывах делать какие-то упражнения, чтобы освободить мышцы. И всегда занимаюсь спортом. Особенно люблю посещать класс зумбы», - пояснила главный концертмейстер оперы.

Елена Сахно также рассказала о том, как попала в театр оперы и балета «Астана Опера».

«До открытия «Астана Опера» я проработала 12 лет в Национальном театре оперы и балета им. К.Байсеитовой, благодаря которому узнала все тонкости своей работы и получила огромный багаж знаний. В 2013 году, когда в Астане открылся новый театр, чтобы попасть туда, все музыканты проходили сложнейший конкурсный отбор. Комиссия состояла из знаменитостей с мировыми именами. У пианистов-концертмейстеров конкурс состоял из четырех этапов: исполнение сольной программы, работа с певцом, читка с листа клавиров, игра оперных клавиров. И я была на седьмом небе от счастья, когда узнала, что прошла конкурс, получив высший балл. Мы, все музыканты, работающие в «Астана Опера», безмерно благодарны Первому Президенту Казахстана – Елбасы Нурсултану Назарбаеву за то, что в нашей столице был построен великолепный, с огромными техническими возможностями, отвечающий всем мировым стандартам новый театр. Мы имеем прекрасные классы для занятий, инструменты, Камерный зал для концертов. Можно претворять в жизнь самые смелые творческие планы. Театр приглашает именитых певцов, дирижёров, режиссеров. К нам приезжают делиться своими знаниями большие мастера. Разве могла я себе представить, что встречусь с Пласидо Доминго, Роберто Аланья, Еленой Образцовой, Анной Нетребко и многими другими выдающимися музыкантами. Я счастлива, что имею возможность давать концерты с нашими замечательными солистами – Майрой Мухамедкызы, Медетом Чотабаевым, Жаннат Бактай, Салтанат Ахметовой, Альфией Каримовой, Диной Хамзиной, Барсегом Туманяном, Азаматом Желтыргузовым, также работать с прекрасными дирижерами театра «Астана Опера» и многими другими музыкантами и певцами», - рассказала главный концертмейстер оперы.

В завершение беседы Елена Сахно выразила свою любовь к театру.

«Я живу театром, поэтому мой рабочий день пролетает незаметно. Это интересная, по- настоящему творческая деятельность, которая дарит радость», – подчеркнула она.


Сейчас читают