19:12, 20 Март 2009 | GMT +5
«Формы налоговой отчетности сокращены сегодня почти наполовину», - заместитель председателя Налогового комитета Минфина РК Т.Ботаканова
АСТАНА. 20 марта. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ – Опыт развитых стран свидетельствует о том, что дальнейшему развитию налоговой культуры и её пропаганде необходимо придать государственный статус. Об этом говорилось на

прошедшей вчера пресс-конференции в Налоговом комитете Министерства финансов РК. Как рассказала журналистам заместитель председателя Налогового комитета Толганай Ботаканова, сотрудниками центрального аппарата Налогового комитета МФ РК с 21 января по 4 марта проведены в ряде регионов страны семинары-совещания для налогоплательщиков по разъяснению положений законодательства, вступившего в силу с 1 января текущего года. В семинаре приняли участие налогоплательщики, представители местных исполнительных органов и общественных организаций.Т.Ботаканова подчеркнула, что для фискальных органов проведение подобных семинаров является очень важным и актуальным в плане повышения информированности налогоплательщиков, доведения до общества основных нововведений в налоговом законодательстве. «Практика показывает ? чем больше проводится разъяснений, непосредственного общения с налогоплательщиками, тем качественнее исполнение закона, выше доверие населения к налоговым органам, к государству в целом. Во время встреч идет плодотворная работа, полезный обмен информацией. Мы стараемся максимально оправдать ожидания налогоплательщиков, а они говорят о своей точке зрения по некоторым статьям кодекса. В итоге выявляются неточности, возникают спорные моменты. Нас радует, что население вносит предложения, убедительно отстаивает их», ? сказала зампредседателя НК.По ее словам, для улучшения информированности населения, в школах должны появиться книги по истории налогов, а на телевидении ? постоянно действующие телепрограммы и фильмы. Нужно проводить конкурсы на знание налогового законодательства, учреждать премии за лучшие работы по этой теме в СМИ и на телевидении, проводить общереспубликанские акции. Это и многое другое должно составить основу системной работы по пропаганде и разъяснению налогового законодательства среди населения республики. Затем Т.Ботаканова ответила на вопросы журналистов, касающиеся нововведений в налоговом законодательстве.
Так, она сообщила, что в настоящее время оптимизирована налоговая отчетность путем исключения дополнительных форм, объединения нескольких форм отчетности в одну, исключения некоторых форм налоговой отчетности, а также за счет введения налоговых регистров. В результате проведенной работы по оптимизации налоговой отчетности, объем представляемой отчетности сократился на 37 процентов, количество представляемых приложений сократилось на 68 процентов, количество строк в формах 2009 года сократилось на 47 процентов, а количество страниц - на 76 процентов. По сравнению с формами 2008 года, формы налоговой отчетности сокращены почти наполовину. Кроме того, в этом году планируется внедрение нового программного обеспечения для составления и представления налоговой отчетности. Программное обеспечение будет размещаться на сайте Налогового комитета.
В этом году юридические лица, как раньше индивидуальные предприниматели, получили право не сдавать так называемые «пустографки» ? налоговую отчетность в случае приостановления деятельности предприятия. Данная норма не распространяется только на юридических лиц, являющихся плательщиками налога на игорный бизнес и фиксированного налога, а также юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для юридических лиц ? производителей сельскохозяйственной продукции.Т.Ботаканова разъяснила также, что налоговые органы обязаны принимать отчетность налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством независимо от способа её представления.Затем она рассказала об изменениях в процедуре взыскания задолженности.
«Если в прошлом году при наличии задолженности мы направляли два уведомления о применении способов и мер принудительного взыскания, то в текущем году будем направлять одно уведомление, где будут отражены все способы и меры, которые будут последовательно применяться к налогоплательщику. Кроме того, исключена норма по изъятию наличных денежных средств в счет погашения задолженности. В соответствии с новым Налоговым кодексом мы будем лишь приостанавливать расходные операции по кассе», ? сказала Т.Ботаканова. В отношении порядка регистрации в качестве плательщика НДС было разъяснено, что новым Налоговым кодексом, как и ранее, для налогоплательщиков предусмотрен порядок регистрации в качестве плательщика НДС, имеющий обязательный и добровольный характер постановки на учет. Новшество заключается в том, что при постановке на учет в качестве плательщика НДС одновременно с налоговым заявлением необходимо представлять копию документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика. Данный документ должен быть нотариально заверен, при этом срок действия такого документа не более 10 рабочих дней.Отвечая на вопросы журналистов, Т.Ботаканова рассказала также о том, что означают новые понятия, введенные в Налоговый кодекс ? «торговый автомат» и «терминал оплаты услуг». В Казахстане в последнее время широкое распространение приобретает «вендинговый» бизнес, который заключается в реализации товаров через сеть торговых автоматов. Распространяется также бизнес по приему платежей через терминалы услуг, посредством которых за наличные деньги можно получить определенную услугу, например, заплатить за сотовую связь.У налогоплательщиков, применяющих такие торговые автоматы и аппараты, всегда возникал вопрос ? как применять контрольно-кассовую технику, так как эти аппараты функционируют без участия самого налогоплательщика. В связи с этим, в Налоговый кодекс введены понятия «торгового автомата» и «терминала оплаты услуг», а также установлено требование по оснащению их контрольно-кассовыми машинами, модели которых включены в государственный реестр. Т.Ботаканова особо подчеркивала, что при разработке проекта нового Налогового кодекса основными критериями были - снижение налоговой нагрузки, уменьшение административных барьеров, упрощение налоговых процедур, максимальная реализация принципов закона прямого действия.