19:09, 23 Февраль 2009 | GMT +5
Европа и Азия - это единое географическое и политическое пространство
ВЕНА-АСТАНА. 23 февраля. КАЗИНФОРМ - Как сообщалось ранее, 19-20 февраля в столице Австрии - Вене состоялась восьмая зимняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, на которой со специальным докладом выступил председатель Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев. Казинформ предлагает полный текст его выступления.

Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые члены Парламентской Ассамблеи!
Дамы и господа!Прежде всего, от имени парламентской делегации Казахстана поздравляю греческих коллег со вступлением на пост председателя ОБСЕ. Уверен, Греция внесет достойный вклад в укрепление роли и авторитета нашей Организации, переживающей непростой период обновления.
В условиях современного мира система безопасности и сотрудничества не должна рассматриваться, как европейская или азиатская. Европа и Азия ? это единое географическое и политическое пространство, переплетенное множеством исторических, экономических, культурных связей. Поэтому всем заинтересованным государствам крайне важно консолидировать совместные усилия по поиску объединяющих факторов для стран евроатлантической и евроазиатской «зон» ответственности Организации. Уважаемые дамы и господа,
На сегодняшней презентации хочу вкратце проинформировать о приоритетах и задачах нашего председательства в ОБСЕ, а также ознакомить Вас с основными направлениями государственной программы «Путь в Европу» на 2009-2011 гг., принятой по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева. Главная цель программы «Путь в Европу» - расширение политического и экономического сотрудничества, привлечение инвестиций и технологий, а также повышение качества жизни населения. Эта программа призвана вывести на уровень стратегического партнерства наши отношения с европейскими странами. На состоявшейся в Астане летом прошлого года 17-ой сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Казахстан рассматривает свое предстоящее председательство в ОБСЕ как возможность придать новое дыхание взаимодействию стран-участниц Организации.
Стратегия Казахстана на посту председателя ОБСЕ становится продолжением принципов сотрудничества, которыми мы руководствуемся с момента обретения своей независимости: ведение конструктивного, сбалансированного диалога со всеми членами мирового сообщества на основе доверия, взаимопонимания с целью адекватного реагирования на современные вызовы и угрозы.ОБСЕ имеет большие заслуги в деле внедрения демократических ценностей в наше общество. Если 15 лет назад в Казахстане имели отдаленное представление об ОБСЕ, то сегодня Организация стала неотъемлемой частью общественно-политической жизни государства. Вместе с тем, после вступления в Организацию постсоветских государств облик и суть организации претерпели значительные изменения. Поэтому повышение эффективности деятельности Организации позволит ей адекватно реагировать на новые вызовы, а также расширить повестку дня. Мы заинтересованы в успешной реализации ее мандата, в том числе в регионе Центральной Азии. Моя страна продолжит активную работу по развитию трех измерений деятельности Организации - гуманитарного, экономико-экологического, военно-политического. Казахстан поддерживает усилия ОБСЕ, направленные на становление и укрепление гражданского общества, верховенство закона, а также продвижение демократических реформ в государствах-участниках. Мы выступаем за сохранение мандата БДИПЧ и обеспечение справедливой географической представленности граждан государств-членов ОБСЕ в структуре Бюро, миссиях по наблюдению за выборами, в частности, в составе «сore team».Казахстан придает важное значение развитию диалога с неправительственными организациями, и с этой целью мы на регулярной основе проводим гражданские форумы. Нами поощряется участие НПО в ежегодных совещаниях БДИПЧ/ОБСЕ по обсуждению процесса выполнения обязательств в сфере человеческого измерения.Хотел бы осветить конкретные меры, предпринимаемые Казахстаном в целях либерализации общественно-политической жизни, развития демократических институтов, совершенствования национального законодательства основываясь на европейском опыте. Здесь акцент будет сделан на развитии казахстанской модели государственного устройства и дальнейшем продвижении политических реформ.
Исходя из этого, недавно наш Парламент принял изменения и дополнения в законы «О выборах», «О политических партиях», «О средствах массовой информации» и по вопросам местного государственного управления и самоуправления.В избирательном законодательстве предусмотрен правовой механизм, исключающий возможность формирования однопартийного Мажилиса ? нижней Палаты Парламента. Так, в случае, если по итогам выборов семипроцентный барьер преодолеет только одна партия, то к распределению депутатских мандатов допускается также партия, набравшая следующее наибольшее число голосов избирателей. Данная норма гарантирует формирование нижней палаты с участием не менее двух политических партий независимо от итогов выборов, что соответствует рекомендациям БДИПЧ/ОБСЕ. При освещении избирательной кампании устанавливается обязанность масс-медиа распространять информацию о выдвижении всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печати и эфирного времени. Исключен запрет на участие в наблюдении за выборами лиц, не имеющих соответствующей практики, что позволит расширить возможность участия наблюдателей как от политических партий, так и от кандидатов. В модернизации политической системы главная роль отводится политическим партиям, НПО и другим общественным институтам. В настоящее время в нашей стране с населением свыше 15 млн. человек зарегистрировано 10 политических партий, отражающих весь спектр политических настроений.Обновленный Закон «О политических партиях» направлен на совершенствование организационно-правовых вопросов в деятельности политических партий, повышение их роли, дальнейшее развитие демократических процессов в обществе и обеспечение формирования политической системы, соответствующей международным стандартам.Снижена количественная «планка» для регистрации партии. Значительно упрощена процедура государственной регистрации и порядок финансирования прошедших в Парламент политических партий. Мы придаем особое внимание вопросам совершенствования системы местного самоуправления. Уверены, что децентрализация имеет решающее значение для демократизации общества, прежде всего, для повышения эффективности государственного управления. Отныне местное самоуправление в Казахстане будет осуществляться отдельно в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села). Основой местного самоуправления стали представительные органы на местах - маслихаты, избираемые населением. Создан качественно новый механизм самоуправления для привлечения граждан к непосредственному решению вопросов местного значения.Правовое регулирование деятельности средств массовой информации приведено в соответствие с достигнутым уровнем экономического, социально-политического развития, а также правовой культуры общества. В соответствии с новыми поправками существенно упрощена процедура постановки СМИ на учет. Теперь для регистрации СМИ собственники предоставляют всего три документа (заявление о постановке на учет СМИ, копию свидетельства о государственной регистрации собственника, копию устава собственника) и получают свидетельство о постановке на учет СМИ в течение 15 календарных дней. Кроме того, представитель СМИ получил право напрямую обращаться в суд в случае отказа госорганов и должностных лиц в представлении запрашиваемых сведений. Уважаемые коллеги,
Деятельность Казахстана в сфере обеспечения межнационального и межконфессионального согласия признана как одно из важнейших достижений нашей страны в гуманитарном измерении.Казахстан был и остается толерантным государством. Конституция Республики Казахстан запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе по отношению к религии. При этом государство признает и гарантирует гражданам право на свободу совести, проявляет заинтересованность в том, чтобы деятельность религиозных объединений была прозрачной. В стране на сегодняшний день имеется свыше четырех тысяч религиозных общин, представляющих более 40 конфессий, в том числе и нетрадиционные религии. Количество культовых зданий в стране ежегодно растет и на сегодня превышает три тысячи (в т.ч., более 2 000 мечетей, свыше 200 православных церквей, около 1 000 католических, протестантских и иудаистских храмов, молитвенных домов и синагог). Наша страна готова поделиться накопленным опытом в сохранении межнационального и межконфессионального согласия для достижения целей гуманитарного измерения ОБСЕ.Успешным вкладом Казахстана в углубление взаимопонимания между религиями стал инициированный Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым Съезд лидеров мировых и традиционных религий.Данный форум, проводимый с 2003 года в нашей новой столице Астане, получил признание и поддержку со стороны лидеров основных мировых конфессий и международных организаций, работающих в области диалога цивилизаций и культур. Третий Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоится 1-2 июля текущего года в Астане, теперь уже с участием и при техническом содействии ООН. Тема предстоящего форума - «Роль религиозных лидеров в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве».
Пользуясь случаем, приглашаю на Съезд в качестве почетных гостей участников ежегодного семинара для Средиземноморских партнеров ОБСЕ, который состоится накануне межрелигиозного саммита в Астане.Наша страна вошла в «Группу друзей» Альянса цивилизаций, инициированного правительствами Турции и Испании. По предложению Президента Казахстана, Генеральная Ассамблея ООН объявила 2010 год Международным годом сближения культур. В октябре прошлого года в нашей столице состоялся Форум «Общий мир: Прогресс через разнообразие», в котором приняли участие дипломаты более 50-ти стран мира, а также представители международных организаций. По итогам форума принята Астанинская декларация, которая определяет общее видение и подходы по реализации идеи налаживания диалога в формате «Мусульманский мир и Запад».
В качестве председателя ОБСЕ в 2010 году и Организации Исламская конференция в 2011 году Казахстан намерен включить в повестку дня этих двух авторитетных организаций вопросы налаживания диалога между культурами и религиями, укрепления терпимости, продолжения усилий стран-членов по борьбе со всеми формами дискриминации.Недавнее назначение казахстанского дипломата личным представителем Действующего председателя ОБСЕ по борьбе с дискриминацией в отношении мусульман мы рассматриваем как признание позитивного казахстанского опыта. В рамках экономико-экологического измерения деятельности ОБСЕ необходимо учитывать, что большое число участников Организации, включая Казахстан, не имеет выхода к морю. Поэтому развитие транзитно-транспортного потенциала должно быть приоритетной задачей как для стран, не имеющих выхода к морю, так и транзитных государств. Это несет взаимные выгоды, способствуя экономическому росту государств региона, а также решению вопросов энергетической безопасности. Соответственно, вопросы развития транспорта и транзитного потенциала будут в фокусе нашего внимания. Также целесообразно продолжить реализацию программ ОБСЕ в области охраны окружающей среды. ОБСЕ может сыграть свою положительную роль в решении глобальных экологических проблем, в том числе бывшего Семипалатинского ядерного полигона и Аральского моря. ОБСЕ, созданная когда-то как инструмент разрядки, должна оставаться дееспособным механизмом имплементации международно-правовых инструментов в области поддержания военно-политической безопасности. Поэтому, будучи активным сторонником региональной безопасности, добровольно отказавшись от четвертого в мире ядерного арсенала, Казахстан продолжит политику поддержания стабильности в Центральной Азии и на всем пространстве ОБСЕ.Первостепенное значение имеет повышение эффективности ОБСЕ в архитектуре евразийской безопасности. Нет сомнения, что региональная стабильность, борьба с международным терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей людьми ? это цели, которые разделяют все государства-члены Организации. И мы приложим все усилия для эффективного противодействия этим вызовам.Особую озабоченность вызывает нестабильная обстановка в Афганистане. Мы поддерживаем инициативы, направленные на усиление роли нашей Организации в процессе постконфликтного урегулирования в этой стране. Подключение возможностей ОБСЕ явится дополнительным и эффективным инструментом для координирования совместных действий мирового сообщества в борьбе с угрозами, исходящими с территории Афганистана.Казахстан твердо привержен содействию реконструкции Афганистана в партнерстве с местными властями и другими членами мирового сообщества, в том числе в рамках ОДКБ, ШОС и ОЭС.Наряду с поиском адекватного ответа на традиционные и новые вызовы международной стабильности и безопасности в последнее время повысилась значимость обеспечения глобального энергетического баланса.
В условиях мирового экономического и финансового кризиса энергетическая безопасность имеет критически важное значение для устойчивого экономического развития. Поэтому обеспечение надежного энергоснабжения признается актуальной проблемой для всего мирового сообщества. Казахстан стал одним из крупных экспортеров энергоресурсов. Мы выступаем за диверсификацию экспортных маршрутов.Многие мировые источники энергоресурсов находятся в районах с нестабильной политической обстановкой. Поэтому роль Казахстана, как надёжного поставщика углеводородов на европейские и мировые рынки, будет только возрастать.Уважаемые коллеги,
За короткий период времени Казахстан утвердился в качестве демократического и динамично развивающегося государства, обладающего неповторимой идентичностью и разнообразной культурой. Наши приоритеты ясны и необратимы.
Казахстан нацелен на повышение значения Центральной Азии в географии ОБСЕ. Мы преследуем цель укоренить общие ценности в нашей части мира. Моя страна стремится внести вклад в обеспечение безопасности и стабильности на всем пространстве Евразии. Хотел бы отметить, что Казахстан имеет богатый опыт руководства рядом региональных организаций, таких, как СНГ, ШОС и СВМДА. Председательство Казахстана в ОБСЕ открывает новые возможности для налаживания конструктивного сотрудничества между различными региональными организациями.
Как будущий Председатель ОБСЕ, Казахстан намерен укреплять роль Организации в качестве уникальной платформы для диалога между Европой и Азией.Мы открыты для искреннего и честного диалога. Мы хотим быть частью Европы. Поэтому мы подготовили специальную программу «Путь в Европу». Мы надеемся на тесное сотрудничество со всеми вами. Наш путь в Европу необратим.Благодарю за внимание.