Экономический пояс Шелкового пути: новые возможности для развития Казахстана

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ» публикует конкурсную работу на тему: «Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания». Подробности о конкурсе можно узнать по этой ссылке.

Инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином и впервые озвучена им в ходе государственного визита в Республику Казахстан в 2013 году. Как отметил г-н Си Цзиньпин, у Китая и стран Центрально-Азиатского региона (ЦАР) общая стратегическая цель, которая заключается в стабильном развитии экономики, процветании и могуществе государств. Он подчеркнул, что необходимо «всесторонне укреплять практическое взаимодействие» и «конвертировать преимущества политического диалога, географической близости и экономической взаимодополняемости в преимущества сотрудничества, устойчивого роста, создания общности интересов на основе взаимной выгоды и общего выигрыша».

Глава Китая призвал применять на пространстве Евразии новые модели сотрудничества, общими усилиями формировать «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и предложил ряд таких необходимых мер, как: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами.

Как отмечает известный эксперт А. Нурсеитов, эта идея «вызвала мощный резонанс не только среди политиков и политологов, но и в сообществе экономистов и экспертов, поскольку лидер Китая впервые выдвинул внешнеполитическую инициативу, влияющую на перспективы экономического развития целого континента - Евразии».

Инициатива ЭПШП преследует три стратегические цели:

расширение международной и региональной торговли;

создание международных транспортных коридоров из Китая в Европу и Ближний Восток через территорию Центральной Азии, включая Казахстан;

наращивание экономического присутствия Китая в Центральной Азии в качестве стратегического партнера.

Для достижения указанных целей ключевыми задачами Китай определил:

развитие торгово-экономического сотрудничества, снятие многочисленных барьеров и ограничений в международной и взаимной торговле, создание благоприятного климата для притока инвестиций;

построение евразийской трансконтинентальной сети железных и автомобильных дорог, позволяющей гибко использовать международные транспортные коридоры;

комплексное углубление торгово-экономических и транспортно-логистических связей Китая со странами, расположенными вдоль Шелкового пути, прежде всего, со странами Центральной Азии;

соединение всех звеньев Великого Шелкового пути с помощью передовых транспортно-инфраструктурных и коммуникационных сетей, а также развитие системы трубопроводов;

расширение экспорта китайских товаров, по которым Китай располагает избыточными производственными мощностями внутри страны, в первую очередь, в своих западных провинциях (перепроизводство стали, алюминия, фотоэлектрического оборудования, ветровых генераторов и т.д.);

ведение взаиморасчетов между участниками Шелкового пути с использованием различных валют.

Долгосрочный и концептуальный характер инициативы подтверждает тот факт, что в марте 2015 года по поручению Госсовета КНР был выпущен документ «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века», направленный на реализацию стратегической концепции «Один пояс - один путь», в которой были объединены ЭПШП и Морской Шелковый путь (МШП).

В документе отмечается, что проект «Один пояс - один путь» является открытым для всех стран, международных и региональных организаций, а также создает основу для экономического сотрудничества КНР с заинтересованными странами.

Предполагается, что основные маршруты ЭПШП будут проходить из Китая: через Центральную Азию, Россию до Европы (до Балтийского моря); через ЦАР и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю; в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану.

В качестве важнейшего фактора расширения сотрудничества в регионе названо взаимодействие таких многосторонних организаций и механизмов, как ШОС, Китай-АСЕАН (формат «10+1»), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум «Азия-Европа» (АСЕМ), Диалог по сотрудничеству в Азии, СВМДА, Форум китайско-арабского сотрудничества, Диалог Китай - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Китай-ССАГПЗ), Экономическое сотрудничество Субрегиона Большого Меконга (СБМ).

Инициатива ЭПШП рассчитана на несколько ближайших десятилетий, в настоящее время она скорее представляет собой один из векторов в продвижении Китая к новой роли глобальной державы.

В дальнейшем планируется создание семи «поясов»: транспортного, энергетического, торгового, информационного, научно-технического, аграрного, туристического.

В результате это должно привести к созданию масштабной зоны свободной торговли от северо-западных провинций Китая, Центральной Азии до Центральной и Восточной Европы. На этой громадной территории проживает около трех миллиардов человек.

В целях финансирования проектов концепции «Один пояс - один путь» в 2014 году в Китае были созданы два новых финансовых института, такие как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути (ФШП).

Целью АБИИ является финансирование крупных инфраструктурных проектов стран-учредителей банка и содействие их экономическому развитию. К приоритетным направлениям его деятельности относятся энергетика, транспорт и логистика, городская и сельская инфраструктура.

На сегодняшний день в число учредителей банка входят 57 стран (37 азиатских и 20 других стран). 29 июня 2015 года было подписано соглашение о создании банка. 16 января 2016 года АБИИ с капиталом в размере 100 миллиардов долларов начал свою работу. Пятерку крупнейших соучредителей по объему вложений составили Китай, Индия, Россия, Германия и Республика Корея.

ФШП был зарегистрирован в Пекине в 2014 году и начал функционировать с февраля 2015 года. Общий капитал ФШП, как предполагается, составил 40 миллиардов долларов.

Цели ФШП состоят в превращении огромного региона Центральной Евразии в один из мировых центров экономического роста и глобального влияния, содействии реализации выдвинутых Китаем стратегических инициатив ЭПШП и МШП. В связи с этим ФШП осуществляет финансирование развития инфраструктуры в целях стимулирования бизнеса на пространстве Великого Шелкового пути, финансирование разработки природных ресурсов, сотрудничество в сфере промышленности и финансов.

Весь капитал фонда принадлежит Китаю, а основными источниками финансирования являются Государственная администрация иностранной валюты Китая (65%), Китайская инвестиционная корпорация (15%), Экспортно-импортный банк Китая (15%) и Банк развития Китая (5%). В дальнейшем фонд будет привлекать институциональных инвесторов из других стран, готовых осуществлять долгосрочные инвестиции.

Китай планирует выделить из ФШП средства на строительство автомобильных, железных дорог и аэропортов на протяжении Великого Шелкового пути. По экспертным оценкам, ФШП может стать аналогом инвестиционного подразделения Всемирного банка и Африканского фонда развития.

Следует особо отметить, что инициатива ЭПШП встретила позитивный отклик в странах Центральной Азии, в особенности в Казахстане. Наша страна напрямую участвует в трех направлениях Евразийского трансконтинентального коридора ЭПШП:

- Китай-Казахстан-Россия-Европа с выходом к Балтийскому морю;

- Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа, в рамках программы TRACECA, с выходом к Черному и Средиземному морям;

- Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран-Пакистан с выходом к Персидскому заливу и Индийскому океану.

Казахстан участвует в пяти из шести возможных маршрутах и готов взаимодействовать в таких сферах, как экономика, коммуникации, культурно-гуманитарная.

Данный долгосрочный проект имеет перспективы для Казахстана и в региональном масштабе Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), что дает возможность участия в нем с учетом определенных условий.

1. Анализ и выделение элементов, привлекательных (выгоды и преимущества) для экономики страны, определение всевозможных рисков. Для этого следует провести полноценные маркетинговые исследования, составить экономическое обоснование.

2. Четкое определение условий (организационных, правовых и др.) участия в проекте, основным из которых является обеспечение экономической безопасности.

3. Тезис о необходимости «сверить и соединить стратегии развития между собой, раскрыть потенциал регионального рынка, активизировать инвестиции и потребление, создать спрос и рабочие места...» следует рассматривать, как один из путей развития сотрудничества регионального формата ЕАЭС.

4. Проработать возможности, позволяющие «народам разных стран чаще встречаться и больше познать друг друга», для дальнейшего развития разностороннего регионального сотрудничества.

5. Сформулировать подходы и разработать механизм участия в проекте, позволяющий Казахстану и другим странам ЕАЭС не нарушать обязательства, взятые в других международных организациях, включая ВТО.

Подходы участия Казахстана в инициативе ЭПШП должны отражать взаимовыгодный характер сотрудничества, обеспечение экономической безопасности страны, всемерную поддержку стратегического характера партнерства, имеющего концептуальную основу.

По нашему мнению, перспективными направлениями участия Казахстана в проекте должны быть: взаимная торговля, сфера инвестиций, развитие различной транспортной инфраструктуры, энергетика и транспортировка энергоресурсов, приграничное сотрудничество, переход к «зеленой» экономике.

Для Казахстана, не имеющего выхода к открытому морю, ЭПШП представляет несомненный интерес. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на пресс-конференции 27 апреля 2015 года заявил о заинтересованности страны в возрождении Великого Шелкового пути, поскольку казахстанская программа «Нұрлы жол» и китайская стратегия «Экономический коридор Шелкового пути» гармонично дополняют друг друга. Более того, по словам Главы нашего государства, Казахстан уже вносит свою лепту в развитие этого проекта. Ведется строительство железных дорог и логистических мощностей.

В 2017 году завершилось строительство казахстанского участка автомобильной магистрали «Западная Европа - Западный Китай» протяженностью 2,7 тыс км.

В настоящее время двустороннее сотрудничество между Казахстаном и Китаем развивается в рамках сопряжения ЭПШП и казахстанской национальной программы «Нұрлы жол». Именно на это нацелены все последние договоренности между Казахстаном и Китаем.

Сформирована «дорожная карта» расширения сотрудничества между Казахстаном и Китаем почти во всех сферах экономики, а также создана совместная рабочая группа по сопряжению ЭПШП и «Нұрлы жол». Расширять и углублять сотрудничество планируется в нескольких направлениях: инфраструктура и логистика, индустриальные проекты, наука и высокие технологии, аграрный сектор. Разработаны конкретные проекты, включая инновационные. Остается наиболее эффективно использовать выделенные на их реализацию финансовые ресурсы, учитывая при этом государственные интересы Казахстана.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что участие Казахстана в реализации ЭПШП дает хорошие возможности для развития нашей страны и региона ЕАЭС в целом.

 

Айана Дауренбекова,

докторант Казахского национального университета имени аль-Фараби

Сейчас читают