Эффективность плана по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов обсудили эксперты в Алматы

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - В Алматы прошло экспертное обсуждение проблем дефицита автомобильного топлива, организованное при содействии Института общественной политики партии «Нур Отан».
None
None

Как известно, летом-осенью текущего года казахстанцы столкнулись с нехваткой бензина и дизельного топлива. Причины, повлекшие дефицит, озвучил главный эксперт департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК Нурбек Амангельдыулы.

«Производственные мощности отечественных НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) не покрывают потребностей внутреннего рынка по светлым видам нефтепродуктов. 30-40 процентный дефицит восполняется за счет импорта из России и других стран. Однако во втором полугодии 2014 года поставки из России стали снижаться. Это объясняется аварийными остановками НПЗ в городах Ачинск, Рязань, Ярославль, увеличением потребления на собственном рынке РФ, корректировкой национальной валюты, увеличением разницы в ценах на ГСМ на оптовом и розничном рынках РФ и прочим», - разъяснил представитель Минэнерго.

Н.Амангельдыулы также озвучил основные позиции плана мероприятий по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, рассмотренного 18 октября на межведомственной комиссии. Вот некоторые из них: расширение географии импорта нефтепродуктов, пролонгация налоговых льгот в рамках троллинговых операций, создание дополнительных запасов дизтоплива для АО «КТЖ», создание стабилизационного резерва бензина, поставка нефти на внутренний рынок с месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган, внедрение транспорта на газе. А вот мнение главного научного сотрудника Института экономики Министерства науки и образования РК Олега Егорова: «О сегодняшней проблеме было известно и 5, и 8 лет назад, выделялись деньги на модернизацию НПЗ, на которую снова рассчитывают в Правительстве. Надеяться на импорт из России и Китая - не выход из ситуации. Отечественные заводы были построены в советское время, рентабельна ли их модернизация? Возможно, необходимо строительство нового завода, однако чем его заполнять - непонятно, большая часть добываемой нефти экспортируется».

По словам О.Егорова, «представленный план решает текущую проблему, но никак не её суть. Необходимо создавать интегрированный нефтехимический комплекс, с производством синтетических материалов», - добавил он.

Не секрет, что при подорожании бензина увеличиваются затраты отечественных производителей продукции, услуг и работ, особенно производителей сельхозтоваров. В результате повышается стоимость жизни для населения.

Стабильность в топливном секторе является важным фактором экономического развития, и для Казахстана, нефтедобывающей страны, дефицит бензина не должен быть неразрешимой проблемой, подчеркнули участники обсуждения.

Сейчас читают