Единые подходы к применению невозвратных авиатарифов выработают в ЕАЭС
Представленный ЕЭК обзор практики защиты прав потребителей стран ЕАЭС будет положен в основу рекомендаций ЕЭК по надлежащему информированию граждан. Этот документ разработают в 2018 году уполномоченные органы стран Союза совместно со специалистами Комиссии.
«Применение невозвратных тарифов дает потребителю возможность выбора услуги за меньшую стоимость. Однако, приобретая более дешевые авиабилеты, человек может и не знать об особенностях применяемого тарифа и о том, что в случае изменения его планов, вернуть деньги за билет не всегда возможно», - отметил директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Игорь Гаевский.
В России, например, до июня 2014 года все билеты авиакомпаний были возвратными: пассажиры могли вернуть билеты и получить назад уплаченные за них деньги. После вступления в силу поправок к Воздушному кодексу РФ появились невозвратные билеты и тарифы. Не всем пассажирам это известно, в том числе из-за того, что некоторые авиакомпании не доводят до них нужную информацию. Разработка в странах ЕАЭС единых правовых подходов в этой области должна изменить ситуацию.
Еще одна обсужденная Консультативным комитетом тема - защита прав наиболее уязвимых категорий потребителей: граждан пожилого возраста, детей, лиц с ограниченными возможностями. Участники заседания назвали ее в числе важных направлений реализации согласованной политики стран Союза в следующем году. Игорь Гаевский подчеркнул: «В условиях, когда основными приоритетами в государствах ЕАЭС являются вопросы экономического характера, в погоне за улучшением экономической ситуации очень важно не упустить интересы «незащищенных» потребителей. Площадка Комиссии - основной интегрирующий базис, который позволит сблизить регулирование стран Союза в целях защиты потребительских прав граждан».
В основу работы ЕЭК в этой области будут положены ключевые международные принципы, закрепленные в документах Организации Объединенных Наций, среди которых - доступ потребителей к товарам и услугам первой необходимости и к информации, которая нужна для правильного выбора в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями; защита потребителей от факторов риска, влияющих на их здоровье и безопасность и ряд других.
Также членами Консультативного комитета обсуждены вопросы защиты потребителей от некачественной и опасной продукции. Участники заседания заявили, что только консолидация межгосударственных и межведомственных усилий в борьбе с товарами-подделками способна обеспечить «чистоту» общего рынка. Эта тема станет одной из ключевых на расширенных заседаниях Консультативного комитета в 2018 году, к ее обсуждению будут привлечены все заинтересованные органы и организации стран Союза.