Двое экибастузцев на велосипедах проехали по историческим местам Сарыарки

None
None
ПАВЛОДАР. КАЗИНФОРМ - Анатолий Пырлик и Александр Неупокоев из Павлодарской области совершили путешествие на велосипедах из Каркаралинска Карагандинской области по историческим и природным достопримечательностям двух регионов, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».

«Успешно завершилась двенадцатидневная велосипедная экспедиция по исторически значимым сакральным местам на  территории Центрального Казахстана, - рассказал организатор экспедиции, велопутешественник Анатолий Пырлик. - Второй этап реализации проекта общественного объединения «Павлодарский Дом географии», основным направлением которого является популяризация внутреннего и спортивного, а также так называемого культурно-просветительского туризма, связанного с географией сакральных объектов Казахстана, в этот раз прошёл по территории сразу двух областей республики: Карагандинской и Павлодарской».

Руководителем экспедиции стал член Дома географии и республиканского общественного объединения «Казахстанское национальное географическое общество» (QazaqGeography) Анатолий Пырлик из Экибастуза. Маршрут общей протяжённостью в 634 километра взял своё начало в Каркаралинске, отметил он. По одной из легенд, слово «Каркаралинск» происходит от названия головного убора красавицы Баян, которая уронила его в этих краях. Раньше головной убор назывался каркара и напоминал корону, и Каркаралинские горы внешне на неё похожи.

«Каркаралинск покоряет красотой своей природы - причудливые горы, каменные пласты, ущелья, пропасти, террасы, карнизы, озера украшают горы. Опоясав 85 км кольцом  огромную территорию Каркаралинского государственного национального природного парка и сомкнувшись  в месте старта, нить маршрута устремилась в открытую степь и прошла вдоль всей гряды древнейших горных массивов Сарыарки, - подчеркнул путешественник. - Являясь частью Баянаульских гор и простираясь на многие километры по обширной территории Павлодарской и Карагандинской областей, Казахский мелкосопочник представляет собой  один из уникальных районов Земного шара с большим сочетанием древних ценностей».

По словам Анатолия Пырлика, маршрут путешествия оказался нелёгким. Если в начале движения по территории нацпарка ему и его спутнику, инструктору по туризму Александру Неупокоеву сопутствовала солнечная погода, то с выходом в степи ситуация резко изменилась.

«Заряды проливных дождей с завидной периодичностью накрывали нас в открытой степи, не давая возможности установить палатки, своевременно разбить лагерь. Просёлочные дороги мгновенно превращались в  непроходимые полноводные арыки, - рассказывает путешественник. - Порывы ветра срывали временные тенты и чехлы с наших велосипедов, хоть как то укрывавшие и нас. Все это значительно затрудняло преодоление дистанции».

Федерация туризма Павлодарской области  присвоила маршруту третью категорию сложности. В Каркаралинском природном парке двое путешественников остановились у  Дома лесничего - строения 1910-1913 годов, в районе села Комиссаровка. После они взошли на пик Жиренсакал (пик Комсомола) - самую высокую точку Каркаралинского национального парка, сообщил А. Пырлик. Высота пика над уровнем моря - 1403 метра. Вершину Жиренсакала венчают три огромных каменных «башни». Раньше в окрестностях этой горы водились дикие кабаны, которые встречаются здесь и сейчас. В 1936 году 100 юношей и девушек совершили восхождение и дали вершине название пик Комсомола.

«Посещение мечети Кунанбая Ускенбаева в Каркаралинске было значимым событием для нас. Мечеть Кунанбая Ускенбаева является, пожалуй, самой главной достопримечательностью этого небольшого городка, - повествует мужчина. - Это одна из старейших казахских мечетей в нашей стране. Её строительство было начато в 1849 году, а в 1853 году двери мечети были открыты для многочисленных верующих».

Мечеть, рассказывают знатоки, была построена отцом Абая - Кунанбаем Ускенбаевым. В 1849 году Кунанбай Ускенбаев был выбран ага-султаном Каркаралинскоro уезда и переехал на постоянное местожительство вместе с многочисленной семьёй и свитой в небольшой по тем временам город Каркаралинск.

«Ярмарка Коянды занимала особое место в истории политико-социального, экономического развития народа Казахстана. Именно это место стало следующим для посещения на пути нашей экспедиции, - отметил Анатолий Филиппович. - В 1848 году в 52 верстах от Каркаралинской казачьей станицы был открыт меновой торг. Основателем ярмарки был ялуторовский (из города Ялуторовск Тобольской губернии) купец Ботов».

Согласно историческим документам, расцвет ярмарки пришёлся на 1848 год, когда на Кояндинской ярмарке было продано 250 тысяч голов скота. В 2018 году будет отмечаться 170 лет со дня её основания. В 19 веке ярмарка считалась самой крупной в казахской степи и собирала тысячи купцов. Сейчас от былой славы осталась лишь часть стены одного из центральных административных зданий - руины того, что сейчас называют торговым павильоном. Тогда это был купеческий склад. Позже там был даже маслозавод.

«Сейчас жители Каркаралинского района намерены восстановить историю края. В планах - реставрация здания и организация в нём музея, - заявил А. Пырлик. - Любопытных экспонатов здесь будет немало. На ярмарочной площади и сейчас нередко находят монеты и старинные предметы быта. Посещение нами мавзолея Бухар жырау, возвышающегося в урочище зимовки Садык, состоялось на закате, в лучах ласкового июньского солнца».

Как отметили павлодарские велопутешественники, сооружение  занимает часть южного склона горы Далба. Оно выполнено в виде треугольника с равными стенами. В её верхней части - купол, очертания которого напоминают мужской головной убор. Территория перед мавзолеем оборудована гранитным подиумом с тумбами, расположенными по трём его углам. Внутренняя часть сооружения облицована мрамором. Вершину мавзолея венчает шпиль с золотым полумесяцем по традициям Востока. Сооружение возвышается на могиле казахского акына-сказителя 18 столетия.

«Бухар жырау Калкаманов, который жил в 1693-1787 годах, - казахский поэт. Был певцом и советником хана Абылая, его песни и стихи сохранились в устной передаче, - говорит Анатолий Пырлик. - Мы побывали на могиле Мусы Шорманова. Она находится  рядом с аулом Тендык, где родился и жил этот государственный и общественный деятель».

История казахского народа богата выдающимися людьми, верен путешественник. В их числе - уроженец Баянаульского района Муса Шорманов. Он не совершал военных подвигов, не прославился литературными или музыкальными произведениями, но, тем не менее, его имя не забыто земляками, потому что он был ага-султан и правителем баянаульских земель.

«Здесь же, неподалёку, заложен фундамент мавзолея Мусы Шорманова. Проект реализуется в рамках программы «Рухани жангыру» и приурочен к двухсотлетию легендарной исторической личности, - доложил путешественник. - Мавзолей будет построен на расстоянии километра от аула Тендык, где родился и жил Муса Шорманов. Сегодня здесь вовсю ведутся строительные работы».

Следующим пунктом остановки двух странников стало урочище Ескельды, которое находится между поселениями Жанажол и Бескауга. По словам мужчин, название урочища в переводе на русский язык означает «Хозяин пришёл». Здесь провёл последние три года жизни выдающийся поэт и просветитель Машхур Жусуп Копеев, обладавший не только энциклопедичными знаниями, но и даром ясновидения, за что при жизни обрёл имя святого. Здесь, на холме, находится его мавзолей.

«Несмотря на все сложности маршрута, а это горные перевалы и малопроходимые участки степных дорог, проливные дожди, многочисленные броды через реки - более 15, солончак, преодоление затяжных подъёмов, комары, мошка, повышенная температура и влажность, все поставленные задачи экспедицией выполнены в полном объёме», - заявил Анатолий Пырлик.
nullnull
nullnullnull
nullnull

Сейчас читают