Дирижеры неба: как стать авиадиспетчером в Казахстане
Авиадиспетчеры координируют взлеты, посадки и движения самолетов, управляя ими как на земле, так и в небе. Корреспондент агентства Kazinform поговорила с диспетчером крупнейшего аэропорта страны и узнала, как они готовятся к ответственной работе.

Айдос Кенесбек более 10 лет работает диспетчером аэродромного диспетчерского центра РГП «Казаэронавигация» в Алматы. Он родом из Талдыкоргана, в школьные годы увлекался физикой и математикой, что помогло ему при выборе профессии.

— Сначала я хотел стать диспетчером железных дорог, но мой отец предложил: «Почему бы тебе не попробовать управлять самолетами?» Так я открыл для себя мир авиации. У меня в роду никто не работал в авиации, и я первый, кто прокладывает эту дорогу, — вспоминает Кенесбек.
В 2009 году он поступил в Академию гражданской авиации в Алматы на грант, а затем записался на годичный курс в РГП «Казаэронавигация», где прошел первоначальную профессиональную подготовку.

Как проходит смена
Его день начинается с прохождения медицинского осмотра. После этого диспетчеры проходят инструктаж — им дают информацию о предстоящей смене, погодных условиях и техническом состоянии оборудования.

Это помогает быть готовыми к любым ситуациям и эффективно управлять воздушным движением. Затем старший диспетчер и руководитель полетов распределяют зоны ответственности для каждого.
По словам начальника службы обслуживания воздушного движения РГП «Казаэронавигация» Андрея Эленберга, диспетчеры работают в пятисменном графике. В среднем в одну смену заступает около 25 человек — включая руководителей полетов, старших диспетчеров и самих диспетчеров. Айдос Кенесбек подчеркивает важность умения работать в команде.

— Мы взаимозаменяемы, должны помогать друг другу. Работа очень ответственная и требует высокой сосредоточенности, как физической, так и моральной, — объясняет он.

Работа авиадиспетчера — это не просто карты, стрелки и линии на мониторах. Каждый диспетчер несет ответственность за безопасность самолета. Их работа начинается после того, как двери самолета закрылись, рукав убрали, и воздушное судно готовится к запуску.
— Авиадиспетчер управляет воздушным судном от начала буксировки и запуска его двигателя и до его посадки и заруливанием на стоянку в аэродроме, — объясняет Кенесбек.

Сначала воздушное судно доруливает до линии предварительного старта. Здесь заканчивается работа диспетчера руления, и управление предается диспетчеру вышки, который дает разрешение на взлет. Когда самолет набирает определенную высоту, его переводят на управление диспетчеру круга, а затем уже диспетчеру подхода.

К примеру, если это самолет маршрутом «Алматы — Астана», когда воздушное судно оказывается в черте территории Астаны, управление переходит от диспетчера районного центра Алматы к диспетчеру районного центра Астаны.

— Наша задача — обеспечить безопасность всех воздушных судов в своем секторе, определяя высоту, скорость, курс и координаты самолета, грамотно распределять потоки. У каждого диспетчера отведена своя частота, пилоты переключают лишь частоты. Работа требует постоянной концентрации, высокой ответственности и внимания к деталям, — говорит он.
За это авиадиспетчеров часто называют «дирижерами неба». Специалисты также должны знать английский язык, ведь связь с экипажами авиакомпаний ведется именно на нем.

— Английский обязателен в авиации. У нас это узконаправленный авиационный английский. Постоянно проводятся курсы по поддержанию и укреплению уровня английского, — отмечает Кенесбек.
Каждые три года авиадиспетчеры подтверждают свою квалификацию, чтобы быть в курсе всех новых технологий и изменений в авиационной отрасли. На тренажере отрабатываются возможные внештатные ситуации, чтобы оперативно реагировать на них. Поэтому от диспетчера требуются не только технические знания и профессиональные навыки, но и хладнокровие и стрессоустойчивость.

Работа в аэропорту Алматы
Алматы является крупнейшим аэропортом в стране. Здесь каждые 2-3 минуты взлетают и садятся самолеты. С понедельника по пятницу количество рейсов всегда больше, чем в выходные дни.
Лето, особенно сезон отпусков, — это всегда пик работы для авиадиспетчеров. В этот период количество рейсов увеличивается. Также их число может возрастать в разы во время праздников и различных событий, таких как спортивные мероприятия или крупные форумы.

Безопасность полетов на аэродроме Алматы обеспечивают системы локации. Всего используется 5 локаторов. Два из них радиолокационные, которые показывают высоту и скорость самолета. Еще один локатор дает обзор летного поля, а другой показывает, какие параметры пилоты выставили на бортовой панели. Все системы резервируют друг друга.

Также на аэродроме есть доплеровский метеорадиолокатор, который передает данные о погоде. Погода играет значительную роль в авиации, и диспетчеры следят за погодными условиями, передавая информацию о турбулентности или грозовых облаках экипажам, чтобы те могли избежать потенциальных угроз.

Однако «у природы не бывает плохой погоды», отмечает Айдос Кенесбек. Также и для авиадиспетчера не существует «сложно управляемых» самолетов. Диспетчер может управлять любыми воздушными судами, от вертолетов до тяжелых самолетов, таких как АН-225 или АН-124 «Руслан». У всех воздушных судов свои особенности, но диспетчеры придерживаются единых стандартов и правил безопасности.
Желающим стать авиадиспетчером, нужно осознавать, что работа требует большой ответственности, ведь она напрямую связана с жизнями людей. Быстрота мышления, способность работать с большим объемом информации и развитое абстрактное мышление — все это необходимые качества для профессии.
— Мне нравится ощущение значимости моей работы. Все, что происходит с воздушными судами и пассажирами, зависит от твоих действий, — говорит он.
Где в Казахстане готовят авиадиспетчеров
В Казахстане первоначальная подготовка и повышение квалификации авиадиспетчеров проводится в Центре профессиональной подготовки РГП «Казаэронавигация» в Алматы.

В ноябре 2024 года в Центре внедрили современный учебный тренажерный комплекс «AirTraffic Simulation and Voice Technologies», который позволит расширить возможности и качество подготовки операционного персонала, моделирования нововведений в локальных условиях системы организации воздушного движения, а также исследований в области безопасности полетов.
В марте 2024 года Центр успешно прошел очередной аудит Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
По словам пресс-секретаря «Казаэронавигации» Армана Баянды, диспетчером могут быть только граждане Республики Казахстан. Для того чтобы начать обучение, нужно соответствовать возрастным требованиям — от 21 до 27 лет, иметь средне-специальное или высшее образование, уровень английского языка не ниже Intermediate.

К тому же здоровье должно быть в отличной форме, что подтверждается заключением врачебной летно-экспертной комиссии, также соответствовать требованиям психофизиологического обследования по заключению психолога.
— Небольшая нехватка персонала по направлению ОВД имеется, ее основной причиной является рост авиаперевозок в постпандемийный период (общемировая тенденция). Вторичной причиной является то, что в период пандемии диспетчеров ОВД практически не готовили, так как подготовка связана с практическими занятиями на тренажере, — говорит Арман Баянды.

Также потребность связана со строительством новых аэропортов Кендерли, Зайсан и Катон-Карагай.
— По итогам 2024 года на курсах первоначальной подготовки диспетчеров ОВД нами было подготовлено 46 человек. Они распределены по филиалам для прохождения стажировки, — добавил он.
Сегодня в «Казаэронавигации» трудятся более 700 авиадиспетчеров.

— В 2024 году специалисты обслужили более 446 106 полетов, из них 111 850 — рейсы казахстанских авиакомпаний, остальные 334 256 — международные, — рассказал Баянды.
По данным Минтранспорта, за последние 10 лет доходы РГП «Казаэронавигация» от аэронавигационных услуг в воздушном пространстве Казахстана составили 870,1 млрд тенге.

Из них 527,9 миллиарда тенге израсходовано на нужды предприятия и 78,8 миллиарда тенге уплачено в виде корпоративного подоходного налога. Чистая прибыль за 10 лет составила 263,4 миллиарда тенге.
Напомним, в Казахстане приступили к строительству трех новых аэропортов в курортных зонах Зайсан, Катон-Карагай и Кендирли.
В Минтранспорте рассказали, что реализация данных проектов даст импульс развитию экономики данных регионов, а также поспособствует притоку как отечественных, так и зарубежных туристов.