Дифференцированные тарифы уже дают значительную экономию средств для потребителей - заместитель председателя АРЕМ А.Шкарупа

АСТАНА. 22 октября. КАЗИНФОРМ /Мурат Толебеков/ - Выгодно ли для потребителей введение дифференцированных тарифов? Насколько возможно сократить технические потери при передаче электроэнергии? На эти и другие вопросы нашего корреспондента ответил заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных
None
None

монополий Анатолий Шкарупа.

- Анатолий Валерьевич, дифференцированные тарифы начали вводиться в Казахстане с 2008 года. Каков результат их введения в экономическом выражении?

- Дифференцированные тарифы на электроэнергию, применяемые в соответствии с законодательством, на сегодня являются одним из действенных стимулов для энергосбережения. На практике с 2008 года повсеместно внедряются дифференцированные тарифы на электроэнергию по зонам суток. Их основное предназначение: выровнять суточный график нагрузки; сгладить пики энергопотребления в часы максимума нагрузки; высвободить резервы мощности. Этим обеспечивается устойчивое и надежное энергоснабжение потребителей. Низким уровнем тарифа в ночное время, с 23 до 7 часов, создается заинтересованность потребителя в увеличении объема потребления ночью. Соответственно, более высокий дневной тариф стимулирует снижать потребление в часы максимума нагрузки.

Для юридических лиц применение зональных тарифов является обязанностью, для физических лиц - альтернативой тарифам, дифференцированным по объемам потребления. При этом использование бытовыми потребителями зональных тарифов выгодно в случаях увеличения доли ночного потребления. В целом, по стране экономия средств потребителей за счет перехода на зональные тарифы составляет 1,1 миллиарда тенге.

С 2009 года для бытовых потребителей введены дифтарифы на электроэнергию в зависимости от объемов потребления. Задача данных тарифов - оптимизировать потребление бытовых потребителей, стимулировать экономию электроэнергии и, соответственно, топлива, воды, снижать объемы выбросов загрязняющих веществ. Принцип: чем меньше потребляешь - тем меньше платишь. Экономия потребителей за счет снижения объемов потребления в целом по стране составляет порядка 1 миллиарда тенге, что соответствует 150 миллионам кВт.ч электроэнергии, для производства которых необходимо 500 вагонов угля. В целом, за счет дифтарифов экономия клиентов в зависимости от объемов потребления составляет порядка 2,1 миллиарда тенге.

- Какие новшества на законодательном уровне вносятся Агентством для дальнейшего повышения эффективности тарифного регулирования?

- С марта текущего года вступили в силу поправки в Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках», предусматривающие три концептуальных направления. Первое - возможность внедрения дифференцированных тарифов на воду, для создания стимулов к экономии воды. В реализацию данной нормы разработаны нормативно-правовые акты, проводится подготовительная и разъяснительная работа по внедрению тарифов на воду, дифференцированных в зависимости от объемов потребления. В 2011 году планируется внедрить двухуровневую дифференциацию. В 2012-2013 годах мы предполагаем обеспечить углубление дифференциации с введением третьего уровня. Следует отметить, что в мировой практике широко используются трехуровневые тарифы - например, в Китае, США, Австралии, ОАЭ, Сингапуре.

Второе направление - введение гибкого ценового регулирования доминантов с возможностью снижения цены в рамках согласованного предельного уровня.

И третье - внедрение с 2013 года метода сравнительного анализа для утверждения тарифов региональных электросетевых компаний. 2011-2012 годы предусмотрены в качестве переходного периода с обязательным применением инвестиционных тарифов.

На этом наша законотворческая деятельность не останавливается. По результатам практики применения законодательства и исполнения инвестиционных обязательств энергопроизводящих организаций и субъектов естественных монополий, Агентством совместно с заинтересованными госорганами, представителями общественных объединений подготовлен еще один законопроект. Он направлен на обеспечение: гарантий исполнения инвестиционных обязательств электростанциями, соответствия объема инвестиционных обязательств уровню тарифного дохода, прозрачности и публичности инвестиционной деятельности электростанций, создания рынка мощности.

- В Жамбылской области впервые была введена Автоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии. Какие результаты дало ее введение в регионе? Планируется ли этот опыт практиковать по всей республике?

- Требование по внедрению систем АСКУЭ является обязательным в соответствии с Законом «Об электроэнергетике». Реализацию данных мероприятий мы считаем одной из приоритетных задач каждой энергопередающей организации. Внедрение систем АСКУЭ позволяет наладить учет электроэнергии в режиме реального времени, ликвидировать дисбалансы, минимизировать факты несанкционированного и неоплачиваемого потребления электрической энергии. Минимизируется контакт между контролером и потребителем при определении объемов потребления, то есть исключается человеческий фактор.

При этом на примере Жамбылской области мы видим снижение потерь в различные месяцы на 1,7-4,7 процента только за счет внедрения АСКУЭ в 4 массивах города Тараз, а это 6 процентов абонентов области. Непосредственно там, где внедрена АСКУЭ, уровень потерь снизился с 24-30 процентов до 6-15 процентов. Экономия средств от снижения потерь является источником для реализации подобных инвестпроектов и обеспечивает их окупаемость в течение 1,5-2,5 лет.

С внедрением АСКУЭ в обязательном порядке производится наладка режимов работы сети, с приведением уровней напряжения к стандартным параметрам и повышением качества энергоснабжения.

- Спасибо за беседу.

Сейчас читают