Диалектика приватизации
Достаточно отметить, что в комплексном плане по приватизации на 2014-2016 годы, значатся 32 организации республиканской собственности и 191 квазигосударственного сектора, а также 782 предприятия коммунальной собственности.
По национальным холдингам и компаниям в конкурентную среду передаются 337 актива, в том числе по Фонду «Самрук-Казына» - 106 активов, по холдингу Байтерек - 15, КазАгро - 32, Парасат - 8, Зерде -2, СПК - 174 организации.
Сам по себе процесс приватизации представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства с государственной на частную. Таким образом, приватизация является разгосударствлением собственности.
Как сказал в свое время шотландский экономист и философ Адам Смит: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей». Конечно, Казахстан находится сейчас в числе передовых стран постсоветского пространства, и уже вошел в 50 развитых стран мира, но предпринимаемые правительством меры будут способствовать дальнейшему развитию бизнес среды, а с ней и приближение нашей страны к заветной цели - 30-ке передовых стран мира.
Отметим, что проводимая в регионах страны кампания является одним из звеньев экономической реформы, которая одновременно создает предпосылки для реализации других направлений трансформации национальной экономики. Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее реализация ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Сама кампания разворачивается в условиях перехода к так называемой неолиберальной экономике, в основе которой положен принцип невмешательства государства в экономику.
Другими словами сегодня Казахстан посредством приватизации пытается претворить в жизнь неолиберальную экономику, которая исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности.
Именно поэтому наряду с проведением процесса приватизации правительство проводит системную работу по ограничению участия государства в тех сферах экономики, где присутствует частный бизнес. Особо отметим, что соответствующие принципы будут закреплены на законодательном уровне.
Таким образом, казахстанская экономика сможет постепенно перейти на принцип саморегулирования рыночной экономики, свободной от излишней регламентации государства.