Депутат озвучил проблемы в международных грузоперевозках Казахстана

грузоперевозки
Фото: newscentralasia

В настоящее время на рынке международных автомобильных грузоперевозок сложилась нездоровая ситуация в правовом и экономическом смысле. Об этом заявил депутат Мажилиса Болатбек Нажметдинулы, передает корреспондент агентства Kazinform.  

— В настоящее время на рынке международных автомобильных грузоперевозок сложилась нездоровая ситуация в правовом и экономическом смысле, ответственность за которую целиком и полностью лежит на уполномоченном органе — Министерстве транспорта Республики Казахстан, — сказал Болатбек Нажметдинулы, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании палаты.

Депутат пояснил, что ведомственными правилами по выдаче разрешений на автомобильные грузоперевозки в международном сообщении еще в 2017 году было установлено, что не допускается перецепка с участием нерезидентом. Тогда эти правила принимались уполномоченным министерством.

— Данная норма правил соответствовала нормам Таможенного кодекса ЕАЭС, согласно которому на таможенной территории Союза запрещена перегрузка и перецепка автотранспортных средств. Однако в нарушение нормы наднационального закона (Таможенного кодекса ЕАЭС) министерством дважды принимаются решения по приостановлению действия собственных правил в части выше озвученного запрета — в 2022 и 2023 годах. Приостановление соответственно на 6 и 10 месяцев. И вот уже в текущем году Министерством транспорта РК инициируется в собственном приказе очередное приостановление установленного запрета перецепки и перегрузки на транспортное средство, теперь на постоянной основе, о чем рынок мог ознакомиться на сайте министерства 19 января текущего года. Непонятна в этом вопросе позиция Министерства Нацэкономики, которое как уполномоченный орган по предпринимательству согласовывает без замечаний указанный проект приказа. А ведь именно Министерство Нацэкономики РК является рабочим органом казахстанской стороны в ЕАЭС, и потому точно знает о запрете перегрузки и перецепки, определенной Таможенным кодексом ЕАЭС, — подчеркнул Болатбек Нажметдинулы.

Сложившаяся на сегодняшний день правовая ситуация, по его словам, отрицательно сказалась и сказывается на финансово-экономическом состоянии казахстанских перевозчиков.

— Практически тотальное большинство казахстанских грузов перевозится сегодня иностранными перевозчиками (сегодня этот объем достигает больше 70% от общего объема международных автомобильных грузоперевозок); по различным экспертным оценкам из-за ранее принятых приказов по приостановлению запрета на перегрузку и перецепку стоило отечественным перевозчикам недополученных доходов, по самым минимальным расчетам примерно 20 миллиардов тенге. А ведь это еще и недополученные средства в государственную казну и дестабилизация на рынке отечественных перевозок, — отметил Болатбек Нажметдинулы.

Мажилисмен также добавил, что все сложившиеся в данной сфере предпринимательской деятельности проблемы являются следствием отсутствия необходимого госрегулирования данной сферы со стороны министерства. Отсутствует также политика государственной поддержки данного сектора экономики, что свидетельствует об игнорировании министерством поставленной перед ним государственной задачи — создать условия для развития конкурентоспособного отечественного бизнеса.

— Глава государства в большом интервью от 3.01.2024 года отмечал важность проявления государственными служащими инициативы и личным примером доказание полезности и необратимости перемен. Анализируя деятельность министерства, только на примере работы с автоперевозчиками, невольно приходится делать выводы, что в приоритете этого ведомства работа «по старинке», методами «старого Казахстана», когда возможным считалось вольно трактовать статистику и даже фальсифицировать ее, можно было применять жесткие меры к тем, кто не согласен и открыто критикует решения госоргана. И наконец, когда в результате принимаемых решений увеличиваются коррупционные риски, — считает Болатбек Нажметдинулы.

Депутат продолжил, что представленная министерством на правительственном уровне презентация «Развитие автомобильных грузоперевозок» содержит множественную недостоверную информацию. 

— В духе прошлого в представленной презентации явно прослеживается манипуляция статистическими данными. Так, по версии министерства необходимость увеличения грузовых автоперевозок силами так называемых совместных предприятий связана с тем, что казахстанские грузоперевозчики выбирают разрешения не полностью. Так, по данным министерства в 2022 году было выдано 155 тысяч бланков разрешений, использовано всего 45%, в 2023 году выдано 270 тысяч бланков разрешений, использовано — 58%. При этом ведомством сознательно утаивается тот факт, что, увеличив квоты, в соответствии с международными договорами с одной страной как транзитной для перевозки грузов в другие страны, необходимо было соответственно увеличить квоты с этими странами, с которыми количество имеющихся квот в разы меньше, — добавил он.

На основании вышеизложенного депутат просит:

  1. Предоставить развернутый анализ ситуации на рынке международных автоперевозок грузов на основании достоверных данных;
  2. Предоставить экономическое и правовое обоснование необходимости принятия очередных поправок в Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении в части приостановления запрета перецепки и перегрузки на транспортное средство, зарегистрированное в государстве, отличном от государства первого перевозчика и дать экономическую оценку влияния этого решения на казахстанских автоперевозчиков грузов.
Сейчас читают