Телесный язык безграничен - режисер-постановщик современного танца Томирис Меттыбаева

искусство
Фото: из личного архива Томирис Меттыбаевой

Томирис Меттыбаева недавно окончила Академию искусств имени Т. Жургенова по специальности «Режиссер-постановщик» и работает артистом в театре современного танца «Samruk», а также режиссером-постановщиком в независимых проектах. На сегодняшний день она поставила около 15 разного объема постановок в современном жанре танца – contemporary. Не раз становилась лауреатом международных конкурсов как артист. О своем профессиональном пути и особенностях работы режиссера-постановщика Томирис Меттыбаева рассказала корреспонденту агентства Kazinform.

— Когда появилась Ваша страсть к танцам?

— Танцами я занимаюсь с трех лет. Рядом с нашим домом не было детского сада, для общего развития мама отправила меня на танцы. Однажды я влюбилась в артистов балета, и мама предложила мне поступить в хореографическое училище. Сейчас я больше работаю в жанре contemporary. Еще во время учебы на артиста я понимала, что буду заниматься постановкой и мне тоже есть что рассказать зрителю. Но я считала, что для этого нужно было набраться опыта в качестве артиста и в целом по жизни. Это был мой план на будущее, но уже во время учебы мне удалось поработать в роли режиссера-постановщика. Сейчас понимаю, что есть большое преимущество в том, чтобы иметь навыки артиста и режиссера. Интереснее, когда ты как художник можешь видеть и как режиссер создавать.

Томирис Меттыбаева
Фото: из личного архива Томирис Меттыбаевой

— Чем contemporary отличается от других жанров танца?

— Это направление позволяет исследовать, искать, пробовать, узнавать возможности тела заново. В нем особую важность имеет выражение определенных эмоций, мыслей. Сontemporary скорее способ самовыражения. Я считаю, что телесный язык предоставляет больше инструментов для того, чтобы рассказать историю. Зритель считывает информацию на вербальном уровне, при этом накладывая свой опыт. Это намного интереснее, ведь телесный язык безграничен.

— Что в голове у режиссера-постановщика во время действия на сцене?

— Как говорят, 98% успеха на сцене зависит от артиста и только 20% от хореографа. Я ощущаю ответственность за идею, но волнуюсь за исполнение артистов. Сложно осознавать, что за кулисами нет возможности изменить что-то в моменте, объясниться перед зрителями. Тем не менее, со временем я научилась полностью доверять артистам.

искусство
Фото: из личного архива Томирис Меттыбаевой

— В этом месяце прошел очередной показ постановки «Взаимное непонимание». Расскажите, пожалуйста, о том, как создавалась постановка.

— «Взаимное непонимание» мы сделали в партнерстве с Артуром Галимуллиным. Мы давно хотели создать интересную историю на сцене. Постановка стала результатом удачно сложившихся обстоятельств. Важно отметить поддержку руководителей площадки «Трансформа», которые предложили включить постановку в репертуар еще на этапе разработки. На создание постановки оказали влияние наши личные переживания с Артуром. Мы стремились рассказать о взаимоотношения разных людей: матери и сына, влюбленных, друзей и так далее.

– В чем для Вас как автора идеи заключается цель подобного искусства?

– Я хочу, чтобы человек пришел одним и ушел другим, чтобы его зацепила какая-нибудь тема из собственной жизни, и он смог найти ответы, которые поменяли бы его ощущение жизни.

– Поделитесь впечатлениями от реакции зрителей.

– Это безумно. Мы как режиссеры закладываем одну идею, и благодаря связи со зрителями история обретает множество новых смыслов. После спектакля мы обычно обсуждаем постановку со зрителями. Интересно, что каждый зритель видит в этом спектакле свою историю, как автор я понимаю, что искусство всегда воспринимается через призму собственного жизненного опыта. Мне запомнился комментарий одной из зрительниц, которой постановка помогла отпустить ситуацию, беспокоившую ее долгие месяцы. 

Искусство
Фото: из личного архива Томирис Меттыбаевой

- В основном Ваши постановки о взаимоотношениях с людьми?

- Не только, например, мой дипломный проект «Я есть мысли» - о противостоянии своих мыслей и чувств внутри. Он о том, что мысли формируют жизнь, то есть создают тебя.

- Где Вы находите вдохновение?

- В основном идеи приходят, когда я в горах. Пока хожу, интересные мысли сами находят меня. Я записываю их, а потом уже размышляю над тем, как с ними работать. Иногда приходит идея того, что я хочу рассказать, иногда картинка – какую сцену я вижу, иногда движение.

- Спасибо за беседу!

Сейчас читают
telegram