Что мешает установке электронных КПП в Иле-Алатауском нацпарке

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - В Иле-Алатауском национальном парке под Алматы планируют установить автоматизированные системы платежей за однодневное посещение особо охраняемых природных территорий. Но, как рассказал пресс-секретарь Иле-Алатауского нацпарка Дулат Абенов корреспонденту МИА «Казинформ», на этом пути есть немало трудностей.

В ведении Иле-Алатауского национального парка 8 КПП при въезде, в том числе в Алмарасанское, Бутаковское, Каскеленское, Аксайское, Талгарское, Тургеньское, Каменское ущелья.

Каждый, кто посещает особо охраняемую территорию - Иле-Алатауский нацпарк, должен заплатить экосбор в размере 440 тенге с одного человека.  240 тенге из этой суммы (0,1 МРП) отчисляется в республиканский бюджет согласно требованию Налогового кодекса, еще 200 уходит на специальный счет нацпарка. Экосбор касается каждого физического и юридического лица, посещающего нацпарк. 

«80% денег, поступающих от экосбора на спецсчет нацпарка, уходит на зарплаты нашим сотрудникам, еще часть на коммунальные расходы, на благоустройство остается мизер»,- рассказал Дулат Абенов.

Сейчас при въезде в Иле-Алатауский нацпарк этот сбор собирают контролеры-работники парка вручную. По словам Дулата Абенова, это несет риск коррупции, к тому же, работник не всегда может проверить число людей, находящихся в автомобиле, например, с тонированными стеклами. Установка электронных терминалов оплаты на КПП по примеру тех, что есть в торговых центрах, аэропорту может решить эту проблему.

«Честно говоря, только со своих средств не сможем реализовать проект по автоматизации системы. К примеру, коммерческое предложение частной компании для реализации одного пилотного проекта КПП на Каменском лесничестве требует 27 млн тенге.  Но есть вариант государственно-частного партнерства, привлечения инвесторов, которые обустроят, организуют, но взамен нацпарк предоставит им возможность размещать рекламу на КПП, или другую возможность. Приходят разные предложения, все обсуждается на предмет соблюдения законов и реакции общества»,- отметил пресс-секретарь.

По его словам, буквально вчера нацпарк обсудил с «Транспортным холдингом Алматы» возможность внедрения системы «Онай» для оплаты экосбора при въезде на особо охраняемую территорию.

«У большинства алматинцев сегодня есть карточка «Онай». Если мы внедрим эту систему оплаты на КПП, то человек будет выходить из машины, прикладывать карточку к турникету со сканером и проходить, как в метро. Они предлагают разные варианты, им нужно вернуть вложенные средства, и предлагают внести комиссию с каждой оплаты от 7%. Вопрос только обсуждается, они пока разрабатывают коммерческое предложение, и точных цифр пока нет»,- сказал Дулат Абенов.     

Действующее законодательство требует оплачивать экосбор только по числу человек, возможности платить, например, за одну машину, сейчас нет.

«Если сбор был бы с одного авто, поставили бы терминалы, люди бы оплачивали, как за парковку в ТРЦ и проезжали бы. Сейчас установка автоматизированной системы обяжет людей выходить из авто, оплатить, пройти через турникет и снова сесть в авто, чтобы ехать дальше. Мы хотим, чтобы прошла широкая дискуссия, и общество было морально готово к этому на первом этапе, поэтому при Иле-Алатауском нацпарке создана рабочая группа»,- пояснил пресс-секретарь.  

Кроме того, участники рабочей группы вырабатывают предложения по изменениям в налоговое законодательство. Так, нацпарк предлагает   взимать с каждого легкового автомобиля по 1800 тенге из расчета 4 человека в среднем. 10 тысяч тенге - с многоместного автотранспорта из расчета 25 человек (автобусы, лимузины) и 880 тенге - с грузового авто из расчета 2 человека.  При этом разделение  сбора на бюджетные 0,1 МРП и специальный счет нацпарка будет производиться терминалом автоматически. При такой системе, утверждают в нацпарке, возможно полностью автоматизировать систему взимании платежей и сделать проход КПП более удобным для гостей нацпарка. Впрочем, работа по инициированию изменений в законодательстве по разным оценкам может занять немало времени.  

К сожалению, невозможно субсидирование экосбора и со стороны акимата Алматы, который предлагал, основываясь на статистических данных за 2 последних года, оплачивать за это число людей нацпарку в обмен на демонтаж КПП.

«Мы отправляли письмо в Министерство финансов, в наш Комитет лесного хозяйства Минсельхоза по предложению управления туризма и внешних связей Алматы о субсидировании экосбора, но нам ответили, что согласно Налоговому законодательству уплата производится фактически за каждого человека, и субсидирование противоречит законодательству»,- продолжил Дулат Абенов.  

Здесь уверены, что такой подход позволил бы увеличить денежный поток в нацпарк, который мог бы их направлять на развитие инфраструктуры и контроль над чистотой территории. Впрочем, цифровизация не способна решить проблему мусора в горах, поскольку это зависит от культуры самих посетителей.

«Вопрос мусора очень проблемный. Территория Иле-Алатауского нацпарка составляет 200 тысяч гектар, у нас госучреждение, и на одного работника выходит несколько тысяч гектаров, и осуществлять контроль 24/7 невозможно. Для этого надо иметь сотрудника на каждые 5 метров. Мы ведем школьные лесничества, проводим семинары, лекции в школах, университетах, организуем субботники с общественностью, чтобы убедить людей,что надо заботиться о природе», - отметил Дулат Абенов.  

Заседания рабочей группы будут продолжены, к дискуссии привлечены общественники, экологи, представители акимата, Общественного совета Алматы, чтобы сформировать единое мнение по вопросу автоматизации и цифровизации КПП, удобное для всех, и только после этого обращаться к депутатам и министерству с конкретным предложением. 



Фото: yvision.kz

Сейчас читают