Человеческий капитал и культ знаний - костанайские эксперты высказались на площадке QazTalks

None
None
КОСТАНАЙ. КАЗИНФОРМ - Эксперты на площадке QazTalks в Костанае обсудили инициативы Главы государства в рамках модернизации общественного сознания, в частности, формирование человеческого капитала и стремление к культу знаний, передает корреспондент МИА «Казинформ».    

Как отметила модератор площадки, исполняющая обязанности руководителя областного управления внутренней политики Зауре Байменова, Президент страны всегда в своих программных документах уделяет внимание сфере образования, ведь оно играет большую роль в развитии общества, сохранении культурного наследия человечества и дальнейшего совершенствования интеллектуального уровня развития поколений.

«Именно поэтому в современной науке уделяется большое внимание таким понятиям, как человеческий капитал, который тесно связан с образованием. Образование, в свою очередь,  является ключевым элементом, который позволит достигнуть многих других целей устойчивого развития», - высказалась она.

Проблему формирования и накопления человеческого капитала в Казахстане более глубоко раскрыл и рассказал о процессе старший преподаватель кафедры философии КГУ имени А. Байтурсынова Денис Качеев.
null 

Спикер считает, что культ знаний - это формирование в общественном сознании единственной и абсолютной ценности - ценности знаний, как основы общественного развития.

«Человеческий капитал - это совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек, что будет залогом развития отдельно личности человека, так и общественного развития в целом. Человеческий капитал нельзя ощутить, нельзя увидеть, но его недостаток существенно сказывается, прежде всего, на экономическом развитии», - считает Д. Качеев.

Он особо подчеркивает, что человеческий капитал накапливается постепенно.

«Особенность формирования человеческого капитала - это очень длительный процесс. Первый период - это формирование человечного капитала, период получения знаний в школе, университете. Вторая стадия - стадия накопления - это уже трудовая деятельность, когда человек обрастает новыми знаниями. И это все накапливается к уже имеющимся знаниям. Длительность накопления человеческого капитала составляет от 12 до 20 лет. Дальше уже идет использование этого капитала», - говорит ученый.

Однако, по мнению эксперта, нынешнее поколение казахстанцев не совсем верно относится к процессу формирования человеческого капитала и к знаниям в целом.

«Многие молодые люди не понимают, что, чтобы накопить этот человеческий капитал, нужно много времени и усилий. Нужно много учиться, достигать профессионализма. А все сразу хотят по окончанию университета высокую зарплату, хорошую должность. И очень сложно растолковать им, что это важный процесс, но постепенный и эволюционный, - говорит Качеев. - Многие молодые люди надуются на социальные лифты. Вместо социального лифта должна быть лестница. Когда ты поднимаешься по каждой ступени вверх - долго и высоко».

Недооценка культа знаний, формирования человеческого капитала, по словам Д. Качеева, ставит под угрозу национальную безопасность страны.

«Если мы сейчас это не утвердим, если мы не будет популяризировать культ знаний, нас просто выкинет на обочину человеческой цивилизации. В этом смысле модернизация общественного сознания, культ знаний - это не прихоть Главы государства, не прихоть одного человека, это вызов времени, и важно дать на него четкий ответ», - заявил он.  

О том, что необходимо прививать культ знаний еще со школьных лет, говорил на площадке QazTalks заместитель директора школы-гимназии №3 Амиржан Жумабеков.

«Школа - это та база для большинства людей, которая закладывает самые необходимые навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни. Здесь нужно подумать о двух составляющих для развития человека - это воспитательный и образовательный процессы. В воспитательном процессе важна консолидация родителей, общества и школы. К сожалению, в последнее время эта связь разрушилась, но ее надо восстанавливать», - считает педагог.

В современном мире, по словам Амиржанова,  родители стали источником зарабатывания денег, а воспитательный процесс полностью возложили на школу. Решение данных проблем молодой преподаватель видит в создании единого пространства духовно-нравственного воспитания, которые будут включать учебную и внеурочную деятельность, чтобы ребенок на каждом этапе получил воспитательные функцию, которая будут откладываться в его сознании.

«Мир сейчас развивается быстрыми темпами. Сегодня важны знания. Мы сейчас переходим от ученика знающего к ученику, готовому к жизни.  И это все поможет сделать нам обновленное содержание образования. Этап перехода на трехъязычие - это тоже очень важный процесс. Поэтому надо вкладывать в своих детей, ведь это самое лучшее средствовложение, которому не помешает никакая девальвация, инфляция не затронет эти капиталовложения, а наоборот получите большие дивиденды от своих детей», - заключил А. Жумабеков.  

Сейчас читают