Ценные раритетные экспонаты хранятся в Военно-историческом музее
Род Мамановых – аристократический род. Суровые 30-е годы , репрессии коснулись и ее семьи. Полная отчаяния, она написала письмо Иосифу Сталину: «Если я враг народа, отправьте меня в штрафроту. Если останусь жива, снимите все обвинения с меня и моих родственников». Смелую казакшу по ее желанию перевели. Во время наступления солдаты прикрывали собой ту, которая по собственному желанию вступила в их ряды. Это ее и спасло.
На основании закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 года Маманова Халида Есенгуловна признана пострадавшей от репресий и реабилитирована.
В ходе посещения музея мы наткнулись на уникальную рукопись - дневник героя Советского Союза Бауыржана Момышулы. Музею два года назад были переданы архивные документы о герое.
Первая страница дневника начинается со следующих строк: «Мой дорогой! Я теперь достаточно оправился, чтобы написать вам эти строки. Весьма сожалею, что ваша занятость лишали меня возможности личной встречи с вами, когда я в крайне напряженном состоянии блуждал днями и ночами в поисках свободной скамейки, чтобы присесть и свободного коридора для того чтобы прилечь».
За время войны у него было почти 38 тетрадей-дневников. Бауыржан Момышулы описывал каждый день, делился ощущениями, а затем эти дневники переросли в литературные произведения.
Какое же отношение к войне имеет Роза Багланова? 18-летняя певица тогда гастролировала с концертной труппой, подбадривая солдат перед боем. Свой концерт Роза Багланова дала в Панфиловской девизии. За выступлением певицы внимательно следил танкист, который восхитился голосом и репертуаром Розы. Ее песня звучала в ушах как талисман. Солдат ушел на войну и вернулся целым и невредимым. Более того, он стал героем Советского Союза. В этом заслуга песен Розы, считал танкист. Вернувшись в родные края, солдат взял Розу на руки, покружил и прокатил на своем танке.
В зале Великой Отечественной войны, военной истории ХХ века размещены фото, архивные материалы, которым нет аналогов. Есть отдельные выставки, посвященные воинам-интернационалистам.
Отдельный выставочный уголок посвящен войне в Афганистане, где достойное место занимает командир 177-го отряда специального назначения Борис Керимбаев.
«В экспозиции представлены уникальные экспонаты, фотографии, архивные документы участников ВОВ. Спектр сражений казахстанцев широк: Беларусь, Россия, территория Прибалтики, Польша, Украина. В этих страшных сражениях казахстанцы проявили себя. Красноармеец Нурали Нурмуханов на комсомольском билете собственной кровью написал: «Умру, но ни шагу назад». Долгое время он числился в списке пропавших без вести. В послевоенные годы к его семье постучался однополчанин и рассказал, как погиб герой», - поделилась экскурсовод Алия Сарсенова.
Среди раритетных экспонатов – куски кирпича из Брестской крепости, капсула со священной землей с братских могил.
«Девять из десяти пуль были отлиты из казахстанского свинца. А российский конструктор стрелкового оружия Михаил Калашников в селе Матай Алматинской области создал опытный образец своей первой модели пистолета-пулемета. Михаил Калашников так и говорил: «У меня в Казахстане два детища – мой сын и автомат», - поделилась экскурсовод.
Гордость Военно-исторического музея - уникальный шлем Богенбай батыра.
Он хранился у потомка прославленного батыра в седьмом поколении, жителя села Малтабар Ерейментауского района Акмолинской области Жабая Кенжалина.
Как сообщили в музее, новый экспонат представляет особую историческую ценность.
Батыр Канжыгалы Богенбай – великий казахский полководец, главнокомандующий армиями трех жузов. Всю свою жизнь он боролся за независимость казахского народа, демонстрировал храбрость в битвах с джунгарами. После смерти батыра некоторые предметы его личного вооружения в течение трех веков хранились у его потомков как священные реликвии и передавались из поколения в поколение.
Следующий зал – зал древности до ХІХ века. Раритетные каменные изваяния, найденные на западе Казахстана описывают сарматский и тюркский периоды.
«В зале показана эволюция развития оружия, тактика ведения сражения с эпохи Каменного века до Казахского ханства. Экспозиция начинается с эпохи мезолита – человек создает дистанционные виды оружия. Для создания наконечников стрел в тот период использовали камень и кости. На подиуме представлены раритетные экспонаты. Далее отражена технология создания бронзы. Здесь представлены различные виды бронзового оружия. Следующий период - эпоха саков. Представлены наконечники стрел различного типа. Тогда многое зависело от тактики ведения боя и траектории движения. Детям нравится рассматривать систему вооружения. Экскурсию проводим в игровой форме, чтобы они не просто слушали нас, но и отвечали на вопросы», - сказала экскурсовод.
В музее хранятся останки лошади, найденные в Берельских курганах в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области. Представлены конское снаряжение, удила. До погребения лошадь выглядела по-другому, чем мы можем себе представить: парадные конские упряжи и самый главный акцент сделан на зверином стиле. Звериный стиль отражает взаимосвязь человека и природы. Богато использовано золото в конском снаряжении. А рога горного козла означали то, что он мог взобраться на вершину пика горы и перенести душу умершего человека в иной мир.
Одна из интересных диорам описывает сражение Томирис с персидским царем Киром. На белоснежном коне восседает царица массагетов Томирис. В те времена женщины были не только хранительницами очага, но и воительницами. Наравне с мужчинами они вставали на тропу войны.
Следующий этап – тюркский период.
«Для тюрков было высшей доблестью погибнуть в сражении, нежели в постели от болезни. Поэтому тюркские воины надевали на себя самые лучшие доспехи, чтобы показать статус. К слову, эти доспехи носила только элитная кавалерия. Тюрки также следили за неким течением моды. Доспехи не только защищали воина, декоративные элементы были индивидуальными», - пояснила спикер.
Один из интересных раритетных экспонатов - парадный геральдический древнетюркский пояс. За успешные сражения в поединке «один на один» на пояс наносили небольшую форму мечей. Соперник сразу же обращал внимание на боевой пояс и видел, что перед ним профессиональный и сильный воин. Чем больше успешных сражений в поединке «бой один на один», тем больше мечей прикреплялись к поясу. Бой один на один – традиция всех кочевых народов.
С момента открытия музей посетили более 200 тыс. гостей. Только за последние полгода проведено более 300 экскурсий.
Основные посетители – школьники, студенты, военнослужащие Вооруженных сил, ветераны. Юные патриоты уже становятся частью музея, выступая в роли гида. Поэтому при посещении об истории музея и ценных экспонатах могут сообщить юные экскурсоводы.
В первые годы открытия музея функционировало всего пять залов, а сейчас для посетителей открыты девять выставочных залов, созданные по хронологическому принципу военной истории Казахстана. На территории действует музей военной техники под открытым небом, где представлены техника и вооружение ХХ века. А книжный фонд военно-научной библиотеки составляет более 5 тыс. томов.
«На Атриуме представлена концепция «Мәңгілік ел», которую окружают представители военных эпох с древнего периода до Великой Отечественной войны. В центре – образ Первого Президента Нурсултана Назарбаева. С обеих сторон его окружают представители трех видов военных структур: Сухопутные войска, Силы воздушной обороны, Военно-морские силы. И все под лозунгом: «Мәңгілік ел» - путь вечности». У казахов есть выражение: «Ер қаруы - бес қару». Наши воины профессионально владели пятью видами оружия. Ношение оружия было не просто правом, но и обязанностью», - сказала экскурсовод Алия Сарсенова.
Музей работает каждый день с 10:00 утра до 17:00 часов, кроме понедельника. Вход бесплатный, поэтому каждый может окунуться в страницы истории и узнать ценные сведения о культурных ценностях народа.