БЕКМУХАМБЕТОВ МАКАШ ШОЛТЫРУЛЫ

БЕКМУХАМБЕТОВ МАКАШ (МУХАМЕДЖАН) ШОЛТЫРУЛЫ (1830-1904) – государственный и общественный деятель, один из передовых людей своей эпохи. Уроженец Атырауской области. Учился в «Школе Жангир хана», изучал математику, культуру Востока, русский и арабский языки, основы ислама.
None
None
Выпускники этой школы затем направлялись в престижные высшие учебные заведения России и дальнего зарубежья. С ним в этой школе учились Мухаммед-Салык Бабажанов, Зулхарнай Жангиров. Макаш учился хорошо, имел прилежное поведение. Когда в 1845 году состоялся выпускной экзамен, он обратил на себя внимания самого Жангира своими знаниями. Восемь человек, окончивших школу Жангира, были удостоены чести быть зачисленными в Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге. Вместе с ним учились его ровесники, ставшие впоследствии известными учеными, юристами, врачами ? Б.Кулманов, С.Жантурин, З.Нуралиханов, М.Чумбалов и др. По возвращении в 1852 году в Бокеевское ханство Макаш стал переводчиком Временного совета, спустя короткое время ? акимом двух прикаспийских округов. Более сорока лет он управлял обширными землями, которые сегодня простираются от Исатайского района Атырауской области до участка Таскыран Астраханской области России. Свою карьеру султан Макаш закончил в звании есаула-полковника и должности советника Временного совета. Царское правительство, учитывая безупречное долголетнее служение Отечеству, удостоило султана Макаша орденов: святого Станислава второй степени, который вручался за заботу о благосостоянии народа, затем были ордена святой Анны и Владимира третьей степени. Присуждение «Владимира» означало, что награжденному присвоен дворянский титул, который распространяется и на его потомков. По роду службы Макаш восемь раз обращался с письмами к самому царю, сегодня они хранятся в Государственной публичной библиотеке, бывшей Ленинке. В одном из писем, говоря о нуждах казахов, их праве на отторгнутые у них земли, он сообщал царю о надвигающейся, как мы теперь говорим, экологической катастрофе: если понизится уровень воды в Каспии, в прибрежных районах наступит засуха, начнутся пыльные бури, непоправимый вред будет нанесен скотоводческим хозяйствам. И когда царское правительство убедилось в верности прогнозов правителя этих мест, то были выделены 10 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма) на предотвращение ветровой эрозии и сохранение флоры и фауны региона. На эти деньги Макаш организовал экспедиционное обследование края, выявлены очаги эрозии, составлена карта ? все это делали приглашенные из центра специалисты, открыто специальное учреждение по борьбе с негативными проявлениями стихии, проложена по песчаному массиву прямая дорога, соединившая исследовательскую станцию в местечке Жиенали с селом Ганюшкино, и так далее. Сотрудники этой станции с целью закрепления песков высаживали кустарники и деревца ? жузгун, тал, дикие яблони, а в низинах высевали травы. Много сил уходило на то, чтобы уберечь молодые посадки от потравы и суховеев. Сегодня об этом читать и слышать удивительно: оказывается, задолго до революции наши предки в Бокеевской орде проводили мероприятия по охране окружающей среды. Станция Макаша в Жиенали просуществовала до 1931 года. Вместе с Отешкали Атаниязулы он обратился к царю с просьбой не разлучать казахский народ с исламом. В дар царю был преподнесен макет казахской юрты, выполненный из чистого золота и украшенный дорогим бархатом. На следующий день гости получили сообщение, что подарком их остались весьма довольны, и пообещали выполнить просьбу о сохранении ислама. Сохранилось немало свидетельств о дружбе М.Бекмухамбетова с великим Курмангазы, с которым они были родственниками по материнской линии. Макаш высоко ценил талант последнего и всячески оберегал его от несправедливостей, чинимых соплеменниками. В книге О.Алимгереева приводится анекдотический случай. Как-то Макашу пожаловался на Курмангазы один из родичей: якобы тот, похитив из табуна лошадь темно-рыжей масти, уехал на ней, и вину могут подтвердить многие свидетели. На это Макаш ответил: «Если бы Курмангазы увел у тебя косяк, можно было бы поднимать шум, а если речь идет об одной голове паршивого жеребенка, можешь взамен взять любую понравившуюся лошадь из моего табуна». Сам Макаш остался в памяти людей как рачительный, умелый хозяин. Во время его правления в округе действовало около тридцати рыболовецких артелей, которые заготавливали балыки, икру и отправляли эту ценную продукцию в российские города и даже к императорскому столу. А взамен жители округов получали пиломатериалы, строительный лес. Еще с тех пор в селе Ганюшкино сохранились рубленые дома, возведенные благодаря заботе султана Макаша кавказцами, которые приезжали в эти края на заработки. Когда Макаш вышел на пенсию, к нему снова явились дагестанцы. Он стал объяснять, что уже отошел от дел, и они обращаются не по адресу. Оказывается, не наниматься на работу пришли горцы, а хотели бы попросить султана Макаша помочь им в составлении букваря для их детей ? на кириллице. Макаш выполнил эту просьбу, и один экземпляр букваря оставил себе на память. Макаш Бекмухамбетов был разносторонним человеком, он ? историк, фольклорист и этнограф. Труды Макаша были изданы после ухода его из жизни: в 1908 году в Казани вышла его книга под названием «Добрый совет», в 1910 году в Астрахани увидел свет труд этнографического содержания «О казахских и калмыцких кочевниках Астраханской губерний», а при жизни были опубликованы его очерки, рассказы о быте, обычаях, хозяйственной деятельности казахов Бокеевской Орды на страницах газеты «Астраханские ведомости». В Атырау помнят и почитают Мухамеджана Бекмухамбетова, ему возведен памятник-мавзолей, его потомки стараются сохранить в веках творческое наследие султана Макаша.
Сейчас читают