Автор лучшей фотографии года рассказал, что привело его в журналистику

Автор лучшей фотографии года рассказал, что привело его в журналистику
Фото: Валерий Бугаев

Не так давно снимок павлодарского фотокорреспондента Валерия Бугаева признали лучшей фотографией года. Он уже много лет в журналистике, снимал пожары и паводки, рождение новой жизни и большие потери, передает корреспондент агентства Kazinform.  

В идеале фотограф должен знать, какая съемка ему предстоит. Собрать аппаратуру, выбрать объектив — тот же «телевик» или «ширик». Но в работе профессионального фотокорреспондента все происходит иначе. Выходя утром из дома, Валерий Бугаев не знает, где окажется вечером. То, что для других — экстрим, для него — просто работа.

Когда прошлой зимой в Экибастузе случился коммунальный коллапс, в первые часы никто не понимал реальные масштабы проблемы.

— Рано утром позвонили: нужно срочно выезжать в Экибастуз. Ты понимаешь, что-то случилось, берешь дежурный комплект техники — на все случаи жизни. Вещи и те же зубные щетки мы не взяли, потому что считали, что к вечеру вернемся в Павлодар. В итоге остались в замерзающем городе на неделю, — рассказывает фотокорреспондент Валерий Бугаев.

архив
Фото: Валерий Бугаев

За фотографию «Там, где рвется металл», снятую во время ЧС, он получил престижную журналистскую премию Urker.

Напомним, 27 ноября прошлого года в Экибастузе в сильные морозы без тепла остались несколько микрорайонов. На следующий день в городе ввели режим ЧС.

— Быстро был создан оперативный штаб, куда стекалась вся информация. Люди работали сутками, не спали, — вспоминает Валерий Бугаев.

Сам он тоже находился в центре событий: снимал, как экибастузцы пытаются бороться с последствиями коммунального коллапса. Спали тут же, прямо в оперативном штабе. В гостиницу, чтобы перевести дух, удалось попасть только на третьи сутки. Обстановка в городе так быстро менялась, что все приходилось снимать на бегу.

Тем временем трубы рвались по всему городу. Это десятки маленьких и больших повреждений. В квартирах лопались батареи, где-то замерзли водопровод и канализация. Чтобы справиться с последствиями коммунальной катастрофы, ремонтные бригады работали день и ночь, несмотря на мороз и усталость.

Найти основной порыв, куда уходило огромное количество сетевой воды, не удавалось на протяжении нескольких дней. Ясно было только то, что искать нужно на улице Машхура Жусупа. Проблема заключалась в том, что в Экибастузе сети под землей буквально уложены в несколько слоев — поверх старых. Из-за этого вода в месте крупного порыва не выходила на поверхность.

— В поисках основного порыва всю дорогу в центре города перекопали, и вот вроде бы что-то нашли. Мы приезжаем — вечер, на улице за -30°, из-за разницы температур очень сильно парит, и трое мужчин работают в этой яме. Непонятно, какой температуры вода, но в любом случае работать физически тяжело. Один парень откачивает, а тот, что в правом углу на снимке, лежит и режет трубу. Вокруг все в воде, в любой момент его может ударить током. Я подбежал, снял, потом понял, что сделал хороший кадр. Он передает всю ту боль и в тоже время — самопожертвование, — говорит фотокорреспондент.

Конечно, ЧС в Экибастузе прогремело на всю страну. Однако Валерию Бугаеву и до этого приходилось снимать в непростых условиях. За годы работы в фотожурналистике в кадре оказывались и чужие подвиги, и страшные трагедии.

архив
Фото: Валерий Бугаев

— Кажется, что снимок черно-белый, но на самом деле это цветная фотография. Просто все выгорело. Это наша земля в Лебяжинском районе (сейчас — Аккулы), здесь травяного слоя практически нет, он выгорает и остается песок. В тот день проходил облет после пожара, на кромке леса видна сгоревшая техника, там пожарные, — вспоминает фотокорреспондент.

Впервые с крупным пожаром он столкнулся гораздо раньше, еще в начале своей карьеры.

— Помню пожар в Баянауле в начале 90-х. На Жасыбае горел лес, тушили с вертолетов, работали пожарные, воду брали прямо из озера. С одной стороны — картинка интересная, но тебе нужен человек, который непосредственно борется с огнем. Нужно наверх. Пока лезешь в гору с аппаратурой, лес горит и огонь «стреляет» во все стороны. Так часто бывает, когда горит хвойный лес. Смолянистые эфиры испаряются, насыщают воздух, искры разлетаются вокруг, — объяснил Валерий Бугаев.

Снять пожарного в Баянауле ему удалось.

Вероятно, Валерию Бугаеву было суждено стать фотокорреспондентом. Журналистика стала их семейным делом. Отец работал редактором районной газеты в Алтайском крае, старший брат Владимир много лет посвятил павлодарской областной газете и тоже никогда не расставался с камерой. Ольга — дочь Валерия Николаевича — тоже связала свою жизнь с фотографией и журналистикой.

Сам Валерий Бугаев буквально родился в кабинете редактора. Тогда это был роддом, но буквально через месяц открылась новая больница, и старое здание отдали под редакцию местной газеты. Поблизости находился детский сад и ребенком Валерий часто перелезал через забор и сбегал на работу к отцу: смотрел, как создают газету, как отливают газетные строчки на линотипе и проявляют снимки.

Первый фотоаппарат достался ему от брата: как часто и бывает — младшему переходят одежда и вещи, который старший уже перерос. Вместе с первой камерой Валерию отдали набор реактивов, книги по фотографии и фоторецептурные справочники. Со временем он купил себе собственный фотоаппарат.

Параллельно Валерий увлекся радиоэлектроникой, и отец настоял, чтобы сын получил техническое образование. Однако судьба все равно привела младшего Бугаева в фотожурналистику. И он даже закончил журфак, как и мечтал.

Следом за старшим братом Валерий перебрался в Павлодар. Сначала работал в телецентре, в аппаратно-студийном блоке — помогал монтировать новое оборудование и параллельно снимал процесс работы на фотопленку. А когда в областной газете «Звезда Прииртышья» открылась вакансия фотокорреспондента, предложил свою кандидатуру.

В редакции уже работал его старший брат Владимир, поэтому в мастерство 20-летнего новичка поверили не все. Предположили, что вместо него снимает брат, и дали тестовое задание.

Нужно было отснять одного из 20 тысяч сотрудников тракторного завода — получить пропуск и найти нужного человека. Сотовых телефонов и соцсетей тогда не было.

— Я все сделал, параллельно отснял еще несколько точек. Заранее полистал газеты, которые тоже писали о промышленности. Посмотрел, как другие снимали харьковский и челябинский заводы, подумал, какие выигрышные кадры можно сделать у нас. А перед тем как ехать на тракторный завод, заехал еще и на судоремонтный, где тогда собирали новые речные суда, — вспоминает Валерий Бугаев.

Готовые снимки он принес в редакцию, тестовое задание прошел и получил работу.

— Когда начал работать в газете, появился азарт — снимать то, что до меня никто не снимал. Тогда у нас было много закрытых предприятий, много интересных людей. Когда-то я первым снял захоронение политзаключеннных в Экибастузе. Инициативная группа нашла это место — под золоотвалами. Сейчас территория огорожена, стоит памятник, а когда мы приехали впервые, увидели просто углубления в земле, из которых торчали кости и черепа. Еще мы с братом одними из первых сняли крушение железнодорожного состава, тоже в Экибастузе в конце 80-х. Доехали зимой, по бездорожью, нашли это место, отсняли репортаж. Помню, было пасмурно и шел снег, но, тем не менее, мы хорошо отработали, — рассказывает фотокорреспондент.

Однажды на павлодарском нефтеперерабатывающем заводе лопнула емкость с топливом. Как передать это на черно-белом снимке? Валерий сложил из газеты бумажный кораблик и опустил его в разлившееся топливо. Позже этот кадр опубликовали в главной промышленной газете страны.

Это особенность работы фоторепортера — занести может куда угодно. Когда-то по воле случая Валерий Бугаев оказался на Семипалатинском полигоне. Взрывы здесь уже не проводились, но территория охранялась, стояли приборы, поражало огромное количество кабеля.

На обратном пути начался сильный дождь, а у машины оторвало карданный вал. Все, встали.

— Ночью через полигон едет машина, останавливается, водитель, не говоря ни слова, вытаскивает веревку, цепляет меня и тащит в деревню. Привез, отвязался и уехал. Кто такой, не знаю, но спасибо ему, — вспоминает Валерий Бугаев.

За годы работы в фотожурналистике таких историй накопилось немало. Снимать приходилось и в пыльных заводских цехах, и в стерильных операционных.

— Мне страшно нравится снимать операции. К примеру, снимал операцию по замене хрусталика. Когда срезают лоскут роговицы и меняют хрусталик, человек начинает кричать от радости. Потому что все видит, — рассказывает фотокор.

Валерий Бугаев признается, ему доставляет особое удовольствие снимать то, с чем раньше не приходилось сталкиваться — места, людей, события. Интересно снимать и все то, что связано с историей Павлодарской области. По ту сторону камеры он видит, как складываются судьбы его героев — учителей, бизнесменов, сельчан. С чего начинали и к чему пришли сегодня.

Сейчас читают