+7 (701) 759 90 19
USD 389.59 EUR 429.06
RUB 6.05 CNY 55.07
Новости

Астана и Пекин: кросс-культурные интуиции

28 Июля 2018 09:56
Поделиться:
 Астана и Пекин: кросс-культурные интуиции

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ» публикует конкурсную работу на тему «Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания». Подробности о конкурсе можно узнать по этой ссылке.

В этом небольшом эссе я попытаюсь провести читателя по контурам медитативного проникновения в некоторые фрагменты современного жития двух государств - Казахстана и Китая и, возможно, обнаружить разного рода кросс-культурные стыки через собственный опыт мышления вслух.

Термос, кеды и Горбачев

Признаться, для меня Китай впервые из неизвестной страны стал чуточку более известным, когда я узнал, что теплое белье, которое ношу, «произведено в Китае». Так в 70-е годы прошлого столетия советский подросток приобщался к китайскому качеству. Дома также был еще китайский термос, которым очень дорожили, плюс я носил и китайские кеды, которые были весьма удобны и крепкими. Все китайские вещи того времени (я забыл упомянуть еще великолепные огромные махровые полотенца), которые попадали в Советский Союз, были сделаны на совесть и отличались превосходным качеством. В СССР китайцы экспортировали лучшие свои товары народного потребления.

Советский Союз тоже в долгу не оставался, а помогал Китаю в строительстве различных заводов и фабрик (по различным данным с 40-х по конец 50-х годов было построено только индустриальных объектов около 800). Сотрудничество было взаимовыгодным.

Примечательно, что в конце 80-х, когда в СССР полным ходом шла деструктивная для экономики перестройка и деморализующая всю страну «демократизация», Нурсултан Назарбаев как-то посоветовал в личных беседах генсеку КПСС Михаилу Горбачеву, что если у того нет никакого плана, как продвигаться вперёд, то можно применить опыт успешных рыночных реформ Китая. На что Михаил Сергеевич тогда, как вспоминает Нурсултан Абишевич, только поморщился: мол, не ровня Китай нам, великому Советскому Союзу! И где теперь СССР и где теперь Китай?

Современный Китай, безусловно, очень сложная страна. Противоречий, как и в любом огромном государственном механизме, предостаточно. Но основа развития, заключающаяся в планомерном прогрессе мощного государственного народного хозяйства с учетом рыночных реалий частного, остается незыблемой. Кстати, тот же Госплан Китая изначально был спроектирован советскими специалистами и представлял из себя в 50-х годах прошлого века упрощенную копию советского Госплана. Сейчас, конечно, времена изменились. Китай превратился из закрытой страны с плановой экономической системой в государство с открытой рыночной экономикой с опорой на быстро растущий частный сектор, с высоким уровнем потребления и является глобальным игроком на мировых товарных и сырьевых рынках. Но осознание того, что советские технологии управления лежат в основе сегодняшнего китайского чуда, сдобренные национальной прагматичностью и целеустремленностью, может стать одним из ключей к лучшему пониманию феномена расцвета китайской государственности.

КосмоПсихоЛогос Китая

Образованный читатель, безусловно, не понаслышке знает про конфуцианство, даосизм, чань-буддизм... Итак, что такое Китай? Какие культурные архетипы лежат в основе современного китайского миропонимания?

Прежде всего, пожалуй, Китай - это иероглиф, в котором имеет преимущественное значение общность, слово в целом, даже фраза, а не речевая единица. Мышление китайца тяготеет к символизации, обобщению, выявлению сути и отсечению всего второстепенного. И, в то же время, имеется всегда риск бюрократизации, застоя, излишне консервативного отношения. Чего не сделает китаец? Он не будет торопиться по важным вопросам, а дождется прояснения ситуации.

В Китай учение Будды как принца сакских корней проникло с харизматичным проповедником Бодхидхармой (основатель монастыря Шаолинь), от которого веточки буддизма распространились по всему материковому Китаю. Буддизм ищет ответ на вопрос «что есть истина», он заточен преимущественно на разрешение именно этого вопроса. Буддийская философия более широка и онтологична, чем тот же атеизм и материализм, буддийский концепт включает в себя весь атеизм как часть своего учения, но ни в коем случае не как всю исчерпывающую суть. Буддизм прижился в народе и стал популярным, потому что нивелировал кастовость (спускал аристократов на землю), и является, по сути, философской демократичной традицией априори.

В свою очередь, представления даосизма о мире и сущем являются квинтэссенцией глубокого понимания «чтойности» уже со стороны древних самобытных китайских мудрецов. Выдающийся трактат Лао-цзы «Дао де цзин» учит и сегодняшних читателей интуитивному проникновению в самую суть вещей... Когда умеющий ходить не оставляет следов. Когда мудрость только внешне напоминает глупость... Эстетика переполненной пустоты, необходимости пустого пространства для обретения ясного понимания - вплетена в ткань всей многотысячелетней истории Китая. Даже сравнительно недавние в историческом контексте потрясения времен «культурной революции» являются в каком-то более сакральном смысле неким замиранием Дао.

Сегодня Китай дышит полной грудью и все чаще и чаще выходит в свет в модных технологических и рыночных одеждах. Но он также облачается и в назидательные максимы традиционного конфуцианского учения, в основе которого лежат представления о «благородном муже». Почитание правильности в человеке, обновленный культ моральных ценностей (применение Social Credit System (SCR) - системы социального рейтинга, данные для которой собираются с помощью широкого внедрения инновационных технологий - интернета вещей, блокчейн-систем, больших объемов данных) в соответствии с объявленной Си Цзиньпином «великой китайской мечтой» задает китайским гражданам новую цивилизационную высоту.

Таким образом, социально ориентированная космическая ясность демократического духа, мягкая эстетика зрелой многотысячелетней проницательности и окрыляющая логичная рыночная этика «великой китайской мечты» сегодня довольно успешно демонстрируются новейшей китайской цивилизацией всему миру.

Мировоззрение номада и символика Астаны

Номадический архетип позволяет казахстанцам во многом быстрее и точнее многих своих соседей принимать управленческие, стратегические решения. Иной раз эта торопливость нас подводит, но видит Бог, явно не в случае экономического сотрудничества с Китаем. Так, из стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза), на сегодня, пока только у Казахстана положительная динамика роста торговых взаимоотношений с Китаем. А если посчитать вложения Китая в Казахстан, то они производились с 1993 года и они - пока самые значительные среди стран СНГ и ЕАЭС и на текущий момент достигли уже 14,8 млрд долларов США. Правда сейчас на этом направлении сотрудничества наблюдается некоторое затишье, но, думается, уже в этом году произойдет активизация товарооборота.

Надо сказать, что древние номады были профессионалами по «входу» в различные метафизические системы и, соответственно, «выходу» из них. Всадник пристально всматривался в степные просторы, издалека начиная познавать приближающийся галопом объект-субъект познания. И шлифовал эту культуру предваряющего угадывания-понимания, проникая в новые времена и пространства. Но номад не был бы номадом, если бы он не только узнавал и угадывал, но и смело не бросался бы навстречу неизвестному и непознаваемому. Успешно осуществив паломничество в божественное неведомое, номад неизменно возвращался обратно для уточнения экзистенциального опыта. Мировоззрение современного казаха есть точка отсчета, нейтральное положение, куда регулярно следует возвращаться рычагу в коробке передач современной машины времени, в которой едет человечество.

Эффект возврата в нейтральное положение сами казахстанцы испытали от лозунга, выдвинутого Первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в первые же годы независимости республики, а именно «сначала экономика, а политика потом». Он стал наиболее здравым и трезвым подходом в решении сложившейся тогда критической ситуации. Когда остальные страны СНГ вовсю атаковали различные «ветряные мельницы» от политики, руководствуясь огромным спектром взаимоисключающих желаний, Казахстан просто стал возрождать свою экономику, строить новую столицу.

Астана сегодня является духовным сердцем Казахстана. Два столичных архитектурных комплекса зеркально дополняют и отражают друг друга не только географически, но и метафизически. Это Дворец Мира и Согласия, пирамидальный символ духовного мировоззрения и, с другой стороны, Хан Шатыр, символ светского начала, светских универсальных ценностей - разума, воли, чувства живого существа. В центре между ними расположен Монумент Байтерек, символ середины, символ равновесия, символ родства всех со всеми, мирового древа Вселенной. Даже не Акорда, президентская резиденция. Это говорит о многом. Фактически в новой Астане символически представлена нвейшая система верований мировоозрения третьего тысячелетия, гармонично вписавшая в себя и традиционные религии, и светские ценности общечеловеческого гуманизма. Для китайского миросозерцания мы сейчас фактически манифестируем своей столицей, существованием своего государства, в целом ту самую чуть было не исчезнувшую грань мировой, космической Истины, которая неуловимо рождается и живет в переходах между пустотой и формой, демонстрирует собеседнику моральную красоту позиции активного нейтралитета, гостеприимно приглашающего сначала отведать мясо культуры по-казахски, а затем вести неспешный разговор за круглым столом всечеловеческого шелкового нейтралитета.

Безусловно, проблем хватает. Но, как говорится, дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Вот и китайский социализм с рыночным лицом, отмахав немало модернизационных верст, предлагает странам Евразии активно сотрудничать в рамках реализации стратегии Экономического пояса Великого Шелкового пути (ЭПШП), кстати, впервые официально обнародованной китайским руководством еще в 2013 году именно в Астане, столице Казахстана как историческом и культурном центре всего евразийского пространства. Прошедшие годы также наглядно показали, что Казахстан последовательно поддерживает эту инициативу, как по части транспортно-логистического взаимодействия в соответствии с программой развития «Нурлы Жол», так и в других направлениях.


Бейбит Саханов, Астана

Подписывайтесь на наш канал:

Ключевые слова: Один пояс, один путь,
Поделиться:
Загрузка...
Оставить комментарий
+7
Отправить
Читайте также
Загрузка...
Сотрудники онлайн
Редактор
Мухамедиярова Жанара
Мухамедиярова Жанара
954-047
Редактор
Алмас Жумабаев
Алмас Жумабаев
954-047
Редактор
Тасмаганбетова Гульжан
Тасмаганбетова Гульжан
954-047

Архив