Антитеррористическое законодательство в Казахстане и мире

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В Казахстане в стадии рассмотрения в парламенте находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму».
None
None

Международный терроризм и экстремизм стали основной угрозой безопасности многих государств. Страны ближнего и дальнего зарубежья принимают меры по совершенствованию своего национального законодательства в антитеррористической сфере.

Не стал исключением и Казахстан. В связи с последними известными событиями в Актобе и Алматы, когда действия террористов и экстремистов привели к человеческим жертвам и создали угрозу безопасности государства, в Казахстане вносятся поправки в действующее законодательство с целью ужесточения наказания.

Поправки предлагается внести в ряд кодексов РК, в частности, в УК, УПК, УИК, КоАП, Предпринимательский кодекс. Кроме того, поправки коснулись Законов РК «О противодействии терроризму», «О миграции населения», «О религиозной деятельности и деятельности религиозных объединений», «Об охранной деятельности», «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», «О туристской деятельности», «О связи», «О государственных услугах» и ряда других законов.

В основном ужесточается наказание за террористическую деятельность, усиливается контроль за незаконной религиозной деятельностью, оборотом отдельных видов оружия, миграцией населения и т.п.

В этой связи возникает вопрос, а как обстоит дело в этом плане в других странах. Отметим, что в других государствах также взят курс на ужесточение законодательства в отношении к террористической деятельности.

В апреле 2016 года в Государственную думу Российской Федерации были внесены два законопроекта, устанавливающие дополнительные меры для противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности. Инициативы ужесточают действующее законодательство за терроризм, вплоть до пожизненного заключения и лишения гражданства РФ.

Депутатами предлагается ввести ответственность за террористические преступления с 14 лет (по аналогии со статьями за убийство или похищение человека). Авторы поправок предлагают увеличить с 10 до 15 лет максимальный срок наказания за финансирование терроризма и ввести ответственность в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет за пособничество в захвате заложников и организации незаконного вооруженного формирования (ст. 206  и  ст. 208  УК РФ).

За публичные призывы к терроризму устанавливается нижний порог наказания от 100 тыс. руб., которого пока нет, а также штраф до 500 тыс. При этом, если такие преступления совершены через СМИ или интернет, то наказание может составить от 5 до 7 лет лишения свободы (сейчас низший предел не установлен).

УК РФ предлагается дополнить новыми составами преступлений: «несообщение о преступлении террористического характера» (штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.), «содействие экстремистской деятельности» (под этим понимается склонение, вербовка и предлагается наказание - лишение свободы от 5 до 8 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб.), а также «совершение акта международного терроризма». Под актом международного терроризма (ст. 361 УК РФ) понимается «совершение вне пределов территории РФ взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ...». За это преступление лишение свободы на срок от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы.

Также в числе нововведений - установление дополнительных требований, предъявляемых к операторам связи и организаторам распространения информации в Интернете: они должны будут в течение трех лет хранить информацию о фактах приема и передачи голосовой информации и сообщений (сейчас такая информация должна храниться в течение полугода). Кроме того, любой интернет-сервис, социальная сеть, почтовый клиент и т.д., поддерживающий шифрование данных, обязан ФСБ помочь расшифровать любые сообщения (за отказ вводится штраф до миллиона рублей).

Интересен зарубежный опыт по лишению гражданства за причастность к террористической деятельности. 

Так, после терактов в Париже, совершенных в ноябре 2015 года, Национальное собрание Франции в марте 2016 года, рассматривая проект конституционной реформы по включению в конституцию положения о возможности введения правительством чрезвычайного положения в стране, изучало также его нововведение - пункт, предусматривающий лишение гражданства лиц, причастных к террористической деятельности.

Сейчас читают