Актер должен быть искренним со зрителями - Тимур Каримжанов

О театре и его миссии в современном мире, новом сезоне, чеховском «Вишневом саде» на изломе времени, зрителях и искренности актеров -  разговаривала корреспондент агентства Kazinform с художественным руководителем, режиссером Северо-Казахстанского областного русского драматического театра им. Н. Погодина Тимуром Каримжановым.

театр
Фото: драмтеатр им. Н.Погодина
театр
Фото: драмтеатр им. Н.Погодина

137-й театральный сезон в этом году начался позднее обычного. В здании театра проходил долгожданный ремонт. Но это не помешало актерам плодотворно готовиться к новому сезону, который в этом году начали со своеобразного караоке-шоу.

театр
Фото: драмтеатр им. Н.Погодина

— На закрытии прошлого сезона был интересный проект, который посмотрели один раз и мы решили его повторить. Это некое караоке-шоу — герои спектаклей пели современные песни. Был живой звук, свет. Зрители хорошо восприняли. Билеты на открытие сезона были раскуплены за две недели, и мы были счастливы. Когда людям нравится то, что мы делаем, этого дорогого стоит, — поделился Т. Каримжанов.

драмтеатр им. Н.Погодина
Фото: драмтеатр им. Н.Погодина

Буквально сразу после открытия сезона театральная труппа участвовала в фестивале «Свидание на Театральной» в городе Рязани. Североказахстанцы играли «Козы Корпеш и Баян Сулу» режиссера Батыра Калаева. Этот спектакль ставили в преддверии юбилея Г. Мусрепова.

— Нас выбрали. Представитель дирекции фестиваля говорил, что было более 300 заявок. Всего отобрали семь, в том числе наш спектакль. Мы открывали фестиваль. Была интересная конструктивная критика. Через неделю после возвращения в Петропавловск началась режиссерская лаборатория, — сказал Т. Каримжанов.

драмтеатр им. Н.Погодина
Фото: драмтеатр им. Н.Погодина

Проект режиссерской лаборатории на протяжении нескольких лет реализуют совместно с Союзом театральных деятелей России. В этом году темой была современная комедия.

— Обозначили три пьесы: «Похищение», «Большие гастроли маленького театра» и «Витенька и другие». Лаборатория — это всегда интересный эксперимент. Приезжали молодые московские режиссеры. Театральные лаборатории — проверка и для режиссеров, и для актеров. Возвращение в студийность, новые формы — все это аккумулирует труппу. Репетиции шли до позднего вечера. Мы вели дневники лаборатории, было интересное обсуждение со зрителем, — рассказал Т. Каримжанов.

Режиссеры Анастация Быцань, Полина Кардымон и Екатерина Дмитриева вместе с актерами североказахстанского театра за пять дней подготовили эскизы спектаклей. Затем их представили на суд художественного совета и зрителей. Вход был свободным. После каждого эскиза проходило обсуждение. Из трех эскизов выбрали один, который станет полноценным спектаклем.

— Живой отклик был со стороны зрителей на «Большие гастроли маленького театра». Будет поставлен спектакль уже в этом году. Думаю, он будет интересен зрителям, — отметил худрук театра.

Второй год подряд театр им. Н.Погодина участвует в проекте «Города» Drama.kz. В этом году взяли в том числе пьесы местных драматургов: «В штыки» актера театра Леонида Кургана, «История ее тела» североказахстанского драматурга Веры Гаврилко — и «Мужчина, который родил голубя» Алмаса Сексенбаева (Актобе).

Сейчас в работе у труппы сейчас несколько постановок. К Новому году готовят «Золотой ключик» Анны Богачевой. Вечная история неунывающего Буратино, папы Карло и злого Карабаса Барабаса. Автор компилировала сюжет, но главный конфликт героев сохранился, как и победа добра над злом.

драмтеатр им. Н.Погодина
Фото: драмтеатр им. Н.Погодина

Поклонники Чехова наверняка оценят спектакль «Вишневый сад». Главную роль играет Ирина Полищук.

— Есть такие пьесы, которые, на мой взгляд, должны звучать на изломах эпох, когда приходит время поговорить о смысле жизни, о том, к чему мы идем. Первый раз театральный зритель увидел «Вишневый сад» в 1904-м году. Тогда тоже был период смены эпох. Чехов обозначил пьесу как комедию, но это больше комедия жизни и во многом комедия каждого из нас. Гениальность Чехова в том, что сцены стремятся к комедии, но происходит трагедия. В нашем спектакле столкнутся три мира: первый — мир героев пьесы, второй — то, за что они цепляются, их прошлое, мир теней и третий — половые, народ, который не замечают. У каждого из нас свой мир. И у Чехова герои замкнуты, каждый в себе. Диалоги их больше похожи на монологи. Все герои весьма эгоистичны. Страшно смотреть, как мы отгораживаемся и цепляемся за прошлое, идеализированное. Но и будущее тоже эфемерно. Никто не хочет ничего решать, а решать надо. И главной героине Раневской, на мой взгляд, не жаль вишневого сада. Когда мы замыкаемся в себе — будущего нет. Человек должен научиться жертвовать. Мы будем говорить со зрителем на языке символов, вопросов, ответы на которые даст он сам, — говорит Т. Каримжанов.

Художественный руководитель театра не без удовольствия говорит о том, что современный зритель — думающий. Радует, что в зале много молодежи.

— Их сейчас ругают за клиповость мышления, гаджетозависимость и прочее. Мне кажется, привлечь молодежь в театр можно искренностью. Театр — место, где зритель говорит с собой, со своей душой. Все спектакли должны быть искренними, нужно говорить со зрителем без лишнего пафоса, бутафории. Мы стараемся найти в пьесах современные акценты. Даже в «Вишневом саде». Театр не может быть статичным, он должен отвечать современным веяниям, чувствовать эпоху, — сказал Т. Каримжанов.

театр
Фото: драмтеатр им. Н.Погодина

В нынешнем сезоне зрители увидят спектакль «Ужин с дураком», который поставят совместно с алматинским режиссером Фархатом Канафиным.

— Обсуждаем постановку спектакля «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова и «Женщина в черном» по пьесе, основанной на одноименной книге английской писательницы Сьюзен Хилл и адаптированной Стивеном Маллатраттом. Это будет спектакль-хоррор. Идея возникла давно. Наша сцена триллеров еще не видела. Но зрителей нужно удивлять, что мы и делаем, — улыбается Т. Каримжанов.

В труппу театра сейчас входят 34 актера. В прошлом году приехали молодые ребята. Т. Каримжанов отметил, что труппа сформирована, работоспособная и, как показала режиссерская лаборатория, гибкая. Актеры могут работать в разных форматах, с разными режиссерами.

драмтеатр им. Н.Погодина
Фото: драмтеатр им. Н.Погодина

— Актеры учатся всю жизнь. Меняется из возраст, меняются роли, взгляды, профессионализм. Театр всегда нуждается в актуальной пьесе, новом герое, современных постановках. Но в то же время, не буду ставить спектакли, главной темой которых является сатанизм, гомосексуализм и тому подобное, как бы популярны они ни были. Каждый свой спектакль я стараюсь вывести к свету. Даже в тяжелой пьесе «Джут» его можно найти. Это важно. Нужно находить выход для зрителей. Искусство всегда говорит о катарсисе, — сказал Т. Каримжанов.

Сейчас читают