АХМЕД ЮГНАКИ

None
None
АХМЕД ЮГНАКИ, ЮГНАКИ АДИБ АХМЕД ИБН МАХМУД (конец XII века-начало XIII века) – средневековый поэт, ученый, мыслитель.
Родился и вырос в местечке Жуйнек возле Туркестана. Его отец Махмуд был поэтом. Ахмед свободно говорил на арабском языке. В одних источниках говорится, что Ахмед был слеп от рождения, а другие опровергают эти данные: «Как может слепой человек так поэтично воспеть красоту природы? Как он мог прочитать всю восточную литературу?» Скорее всего, поэт лишился зрения позже. Он был уважаемым, авторитетным человеком своего времени. За образованность его прозвали «Адиб Ахмед» (это означает «Эрудит Ахмед»). Он ? ученик Ходжа Ахмеда Яссауи. Оказал влияние на формирование литературного языка тюркских народов. Писал легенды-эпосы, основанные на исламских ценностях. Позже они были объединены в сборник дидактических стихов «Хибату-л-хакайык», т.е. «Ақиқат сыйы», состоит из 466 строчек стихов, разделенных на 20 тем. Есть 3 варианта книги, мало отличающихся друг от друга. Самая древняя сделана в 1444 году в Самарканде. Одна из его мыслей звучит так: «Человек приходит в этот мир, чтобы познать Бога и науки. Знать тайны природы ? путь к счастливой жизни. Нет никого, кто не восхвалял бы создателя, сотворившего всю вселенную. Аллах создал добро из 100 частей, из них 99 он оставил себе, и лишь одну часть послал на землю. Все на земле делается по воле Бога. Всем умей любить, и близких тебе, и далеких людей, почувствуй мудрость Бога. Если человек сам не склонен изучать науки, то сколько бы его не учили, все равно как в песок лить воду. Никогда не говори плохо о других, и тогда о тебе не скажут плохо. Не лжесвидетельствуй, если сам лично не видел; не клевещи. Не говори о том, что еще не сделано. Все это грех. Все люди, независимо от социального положения или от других обстоятельств, равны перед Богом. Человек должен уметь довольствоваться тем, что у него есть. В противном случае, становясь ненасытным, он теряет нравственность, он теряет свое главное достоинство ? человечность. Только глупые люди, во-первых, хвастаются понапрасну, во-вторых, стараются унизить представителей других родов, в третьих, верят, верят, что погода зависит от звезд, в четвертых, слишком много плачут по умершему. Самое сладкое и самое едкое в человеке ? это его язык. И добро, и зло исходят от языка. Сказанное слово словно выпущенная стрела. Всегда надо думать перед тем, как собираешься сказать хотя бы одно слово?». Рукопись этой прославленной книги поэта сохранена в Стамбулской мечети. Его произведения стали известны благодаря копиям, сделанным в 1444 году Арсланом, Амиром и в 1480 году тюркским ученым Нажитом Асылом. На турецком языке впервые книгу представил Рашид Рахмети Арат. Транскрипцию на казахском языке сделал Амир Нажит (1981).Источник: Казахстан, Национальная энциклопедия, том 1 книга «Исторические личности»
Сейчас читают