«Зерде-Керамика»: перезагрузка
Как все начиналось
В 2010 году Президент Казахстана Н. Назарбаев открыл в Шымкенте завод по выпуску керамогранита ТОО «Азия Керамик». Это был один из проектов программы форсированного индустриально-инновационного развития страны, реализованный совместными казахстанско-турецкими усилиями.
Стоимость объекта - около 35 млн. долларов, большую часть - 31 млн. долларов - профинансировал Банк развития Казахстана в виде кредита, а более четырех млн. долларов вложили турецкие инвесторы.
Предполагалось, что ТОО «Азия Керамик» полностью покроет потребности страны: на тот момент Казахстан закупал за рубежом керамогранита на 40-50 млн. долларов ежегодно.
Но, к сожалению, предприятию не удалось устоять на ногах и выполнить намеченные планы - с осени 2011 завод простаивал из-за неисполнения иностранными инвесторами обязательств перед банком.
Второе рождение
Так бы и осталась «Азия Керамик» воздушным замком, если бы в 2015 году в предприятие не вдохнули новую жизнь.
Повторный запуск стал возможен благодаря тому, что Национальный управляющий холдинг «Байтерек» привлек нового стратегического инвестора. Дать заводу второй шанс взялось ТОО «НПП «Зерде», которое 30 октября 2014 года подписало с «Инвестиционным Фондом Казахстана» договор купли-продажи завода
В запуске предприятия «Зерде-Керамика», который состоялся спустя полгода после заключения сделки, приняли участие заместитель Председателя Правления АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» (ИФК, дочерняя структура холдинга «Байтерек») А. Бекбосынов и заместитель акима Южно-Казахстанской области С. Туякбаев.
Чуть больше полугода понадобилось новому собственнику, чтобы провести технический аудит и запустить производство, с конвейера которого сошло 20 000 кв. метров готовой продукции. За небольшой срок завод сумел провести импортозамещение более чем на один миллиард тенге. Отечественным предпринимателям удалось сделать то, что оказалось не под силу зарубежным бизнесменам: завод не просто смог подняться с колен, но и в кратчайшие сроки наладить выпуск конкурентоспособной продукции, нарастить мощность и выйти на международный рынок.
И для себя, и на экспорт
Размах производства ощущается уже при входе на завод: просторные цеха с новейшим оборудованием напоминают декорации к советскому кинофильму «Высота»: те же огромные чаны, цистерны и экструдеры возвышаются над головами, то же ощущение монументальности производства. Повсюду чистота и порядок, несмотря на то что керамогранит изготавливается из сыпучих материалов.
Кстати, о материалах. Производственное сырье - только самые высококачественные тугоплавкие глины, чистейший кварцевый песок, полевые шпаты и природные пигменты. Их качество строго отслеживается, в специально оборудованной лаборатории проводятся все необходимые измерения веса, влагопоглощения, чистоты, пылинки буквально рассматривают под микроскопом.
Чтобы керамогранит стал прочным, плитку выпекают. Заранее подготовленную и отформованную смесь запекают в специальных туннельных печах при температуре 1300 градусов. В печь можно заглянуть (естественно, только под надзором специалиста) через маленькое отверстие сбоку и убедиться, что внутри - настоящее пекло, раскаленное нутро «печет» плитку, как горячие пирожки.
Несмотря на то что всю основную работу выполняют «умные» машины, без человеческого фактора не обойтись, особенно при при прохождении плиткой контроля качества. Малейшая трещинка или шероховатость на керамограните - и плитка отбраковывается.
На производстве трудятся около 200 человек, большая часть из которых трудоустроилась на завод по государственной программе «Дорожная карта занятости-2020».
Основная продукция завода - керамический гранит - ориентирована на реализацию как в Казахстане, так и за пределами страны. Южноказахстанский керамогранит пользуется огромным спросом в России, Узбекистане, Кыргызстане, экспортные объемы превышают 500 000 кв. метров.
У завода большие планы и перспективы, предприятие может полностью покрыть потребности в керамограните не только Южно-Казахстанской области, но и всего Казахстана, таким образом выполнив поручение Президента РК по импортозамещению, а также по увеличению казахстанского содержания, так как продукция реализуется на территории нашей страны. Плюс экономический эффект - дополнительные поступления в бюджет. Да и строительная отрасль в выигрыше - при возведении объектов удешевляется стоимость работ.
По материалам газеты «Южный Казахстан»