Высокий спрос и бронь: как устроена система продажи ж/д билетов в Казахстане

Коллаж: Kazinform / Wfin.kz

Каждое лето в Казахстане наблюдается устойчиво высокий спрос на железнодорожные билеты. В пиковые месяцы пассажиры сталкиваются с тем, что свободных мест в продаже мало — несмотря на то, что маршруты загружены лишь частично. В чем причина, и какие меры предпринимаются — разбирался корреспондент агентства Kazinform.

Когда спрос опережает предложение

В разгар отпусков и школьных каникул многие пассажиры сталкиваются с ситуацией, когда билеты на поезда быстро раскупаются, при этом в составах бывают свободные места. Согласно официальным данным, основной причиной ограниченной доступности билетов в летний период называют сезонную нагрузку.

— В летний каникулярный и отпускной период наблюдается дефицит вагонов, который приводит к отсутствию мест в продаже, — сообщили в КТЖ.

В межсезонье, по информации перевозчика, такой проблемы не возникает.

Чтобы удовлетворить повышенный спрос, в летний период предусмотрено расширение маршрутной сети и подвижного состава. В этом году, например, запущены 11 дополнительных летних маршрутов, включая направления между крупнейшими городами и в сторону Достыка. Среди них:

  • № 253/254 «Астана–Достык» (Talgo)
  • № 207/208 и № 211/212 «Алматы–Достык» (Talgo)
  • № 457/458 «Семей–Достык»
  • № 201/202 «Астана–Алматы»
  • № 203/204 «Астана–Шымкент» и другие.

Также в составы стандартных поездов на популярных направлениях включаются дополнительные вагоны — в пределах допустимой технической длины.

Для удобства пассажиров действует электронный «Лист ожидания», доступный на сайте bilet.railways.kz и в кассах. По данным АО «Пассажирские перевозки», за первый квартал 2025 года через эту систему было предложено 63 тысячи билетов, из которых пассажиры выкупили 21 тысячу.

Сегодня парк пассажирских вагонов насчитывает 2 212 единиц, включая 732 вагона Talgo, 1 321 стандартный вагон и 114 единиц мотор-вагонного подвижного состава. В последние два года закуплено 318 новых вагонов, из которых 241 уже введены в эксплуатацию.

— Планируется поэтапная передача в эксплуатацию 557 вагонов, произведенных компанией Stadler Bussnang AG. Первая партия из 51 вагона поступит уже в текущем году, — отметили в КТЖ.

Дефицит по расписанию

По данным АО «Пассажирские перевозки», в первом полугодии 2025 года было реализовано 12 млн 254 тыс. проездных документов — показатель, сопоставимый с аналогичным периодом прошлого года (12 млн 428 тыс. билетов). Наибольшая загруженность традиционно отмечается на маршрутах между крупнейшими городами страны.

— Наиболее востребованные направления, такие как Астана — Алматы, Астана — Шымкент, Алматы — Шымкент, Астана — Семей и Алматы — Семей, демонстрируют высокий коэффициент заполняемости вагонов, — сообщили в компании. — В пиковые периоды — в разгар отпускного сезона и во время праздников — загрузка поездов на этих маршрутах достигает 80–100%.

В 2024 году услугами национального перевозчика воспользовались 13,6 млн пассажиров. Из них около 4,2 млн человек совершили поездки в летний период, что подтверждает выраженную сезонность спроса. Наибольший рост количества поездок фиксируется на южные и восточные направления, а также в туристические регионы страны.

Резерв не для всех

На фоне жалоб пассажиров на дефицит железнодорожных билетов в Казахстане появляются вопросы: не блокируются ли места в поездах для служебных нужд, VIP-пассажиров или корпоративных групп?

— Нет, произвольного или систематического блокирования мест не осуществляется, — сообщили в компании.

При этом в отдельных случаях действительно возможна бронь мест — но исключительно по установленным правилам.

— Резервирование мест в поездах возможно только на основании письменной заявки от организованной группы пассажиров (в том числе детских групп) при наличии свободных мест, — поясняют в КТЖ.

Процедура строго регламентирована. Заявки от физических и юридических лиц принимаются при соблюдении сроков:

  • не менее чем за 45 суток и
  • не позднее чем за 3 суток до отправления поезда (в случае наличия мест);
  • если оплата производится по безналичному расчету — не позднее чем за 6 суток до отправления.

Таким образом, процесс резервирования осуществляется исключительно в рамках утвержденных условий и не может быть использован для несанкционированного удержания мест вне доступа широкой публики.

Тем не менее, при устойчивом дефиците билетов в пиковые сезоны любые случаи коллективного бронирования вызывают дополнительный интерес общественности. Поэтому прозрачность процедур и контроль за реализацией проездных документов остаются ключевыми для доверия пассажиров к железнодорожной системе.

Как в КТЖ отслеживают реальную загрузку поездов

При высоком спросе на железнодорожные билеты и частых жалобах на их дефицит возникает закономерный вопрос: насколько точно фиксируется реальная заполняемость поездов и отслеживаются ли случаи, когда пассажиры выкупают билеты, но не садятся в поезд?

В АО КТЖ отмечают, что контроль осуществляется в режиме реального времени и охватывает все участки маршрута.

— На этапе оформления проездных документов система бронирования фиксирует количество выкупленных билетов и оценивает прогнозируемую загрузку вагонов, — сообщили в компании.

Однако, как подчеркивают специалисты, загрузка вагона может существенно различаться в зависимости от участка маршрута. 

— К примеру, в поездах по направлению Астана — Алматы: от станции Астана до Алматы — 30%, а от Караганды до Алматы — 70%». Это связано с тем, что поезд делает остановки на промежуточных станциях, и пассажиры садятся в разных точках маршрута, — заверили в КТЖ.

Контроль за фактической посадкой осуществляется с помощью цифровых инструментов. Проводники используют мобильные терминалы, подключенные к автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками. При проверке билета устройство фиксирует факт посадки конкретного пассажира. Все данные моментально поступают в единую базу.

Таким образом, каждый случай неосуществленной посадки (то есть если пассажир выкупил билет, но не поехал) автоматически регистрируется в системе. Эти сведения не просто накапливаются, но и регулярно анализируются. Это позволяет КТЖ отслеживать реальную заполняемость вагонов — не только по поезду в целом, но и по отдельным участкам маршрута.

Как утверждают в КТЖ, такой подход помогает выявлять системные узкие места, а также корректировать стратегию продаж, чтобы сократить количество «мертвых душ» в поездах — когда место формально выкуплено, но физически пустует.

КТЖ готовит обновления в системе продаж

На фоне жалоб пассажиров на дефицит билетов в пиковые сезоны, в КТЖ заявили о планах модернизации системы продажи проездных документов. Цель — сделать покупку билетов более прозрачной, удобной и эффективной.

– В целях повышения удобства для пассажиров в настоящее время рассматриваются меры по совершенствованию системы продажи билетов, — сообщили в компании.

Одним из ключевых направлений станет обновление интерфейса онлайн-платформы bilet.railways.kz. Планируется упростить процесс покупки: сделать сайт более интуитивно понятным и адаптированным под нужды разных категорий пользователей — от студентов до пожилых пассажиров.