В КТЖ назвали причины убытков от перевозки зерна и пояснили политику тарифов
В Казахстане тарифы на перевозку зерна остаются самыми низкими среди стран СНГ, при этом железнодорожная компания несет убытки. Об этом сообщил управляющий директор АО «НК «Қазақстан темір жолы» по финансам Даир Кушеров на заседании Комитета по аграрным вопросам Мажилиса, передает корреспондент агентства Kazinform.
- Несмотря на то, что последние два года в среднем на 24% мы повышали тарифы, у нас есть решение государственной комиссии по модернизации экономики, согласно которому мы должны повышать их с 2024 по 2026 год на 24% ежегодно. Тем не менее, в 2024 году мы понесли убытки от перевозки зерна - 44 млрд тенге. Себестоимость в два раза выше, чем текущий тариф, - сказал он.
По словам Даира Кушерова, по сравнению со странами СНГ Казахстан имеет самый низкий тариф на перевозку зерна.
- К примеру, когда мы везем наше зерно по территории Казахстана 2100 километров до Сарыагаша условно, нам платят 12 долларов. А по узбекской территории до Галабы - 782 километра, и там тариф составляет уже 26 долларов. Если пересчитывать в тонны/километры, разница с узбекскими тарифами в шесть раз, - отметил Кушеров.
Он добавил, что план по повышению тарифов до 2026 года остается прежним.
- У нас на 2026 год план идет также на 24%. Мы заявку подали в КРЕМ на пять лет. В дальнейшем, наверное, пойдем по уровню инфляции. Наша основная задача - к 2030 году хотя бы дойти до уровня себестоимости. До 2030 года - постепенно, - подчеркнул представитель КТЖ.
При этом он заверил, что резкого повышения тарифов не будет, несмотря на опасения участников рынка.
Ранее сообщалось, что за девять месяцев 2025 года в Казахстане перевезено 9,6 млн тонн зерна - это на 40% больше, чем годом ранее.