Смогут ли все страны НАТО вносить в бюджет блока до 5% от ВВП

Коллаж: Canva

На саммите в Гааге 24-25 июня страны НАТО приняли на себя новое масштабное обязательство: увеличить общие расходы, связанные с обороной, до 5% от национального ВВП к 2035 году. Собственный корреспондент агентства Kazinform разбирался в реальных возможностях государств альянса в данном направлении.  

Рекордный взнос

Это соглашение стало самой амбициозной целью военных инвестиций за 75-летнюю историю альянса. Ожидается, что после 2025 года все страны НАТО достигнут или превысят предварительный целевой показатель инвестирования не менее 2% ВВП в оборону, по сравнению с 2014 годом, когда таких было всего три страны.

За последнее десятилетие европейские страны НАТО и Канада неуклонно увеличивали свои совокупные инвестиции в оборону — с 1,43% от их совокупного ВВП в 2014 году до 2,02% в 2024 году, когда они инвестируют в оборону в общей сложности более $485 млрд (с поправкой на цены 2021 года).

Коллаж: Canva

Структура взносов в 5%

В отличие от предыдущего ориентира в размере 2% ВВП, принятого на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году и ориентированного исключительно на военные расходы, новое обязательство в размере 5% состоит из двух компонентов:

— 3,5% от ВВП каждое государство-член НАТО выделяет на основные оборонные возможности: персонал, боеготовность, оборудование и модернизацию вооруженных сил.

— 1,5% от ВВП выделяется на «инфраструктуру, связанную с обороной, и обеспечение устойчивости», включая кибербезопасность, защиту критически важной инфраструктуры, инвестиции в промышленную базу и энергетическую безопасность.

Если все страны НАТО достигнут целевых показателей в 5%, то бюджет военного блока вырастет в 3–4 раза по сравнению с текущим уровнем, превратив организацию Североатлантического договора в мощнейшую экономико-военную структуру в мировой истории.

Считается, что увеличение бюджета связано с геополитической конкуренцией США и других стран Запада с такими державами как Россия и Китай.

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, бывший премьер-министр Нидерландов и главный архитектор новой структуры, охарактеризовал это обязательство как «скачок поколений в трансатлантической ответственности и сдерживании».

Фото: НАТО

Речь идет не просто о том, чтобы тратить больше — речь идет о более разумном инвестировании, более глубокой подготовке и более быстром реагировании. Угрозы 2030-х годов не заставят нас ждать, пока мы их преодолеем, — сказал Рютте на пресс-конференции по итогам саммита.

Инфографика: Kazinform

Неоднозначная реакция внутри альянса

Несмотря на то, что целевой показатель в 5% получил широкую поддержку всех 32 государств-членов, некоторые страны выразили сомнения.

Так, Испания официально отказалась от обязательства, сославшись на экономические трудности. В 2024 году номинальный ВВП Испании составил примерно $1,722,8 млрд, согласно данным Всемирного банка. Если рассматривать эту страну Европы, то целевой оборонный бюджет (5%), которого добиваются страны НАТО может составить до $86,1 млрд. Но европейские эксперты считают, что правительство Испании в текущих условиях не может позволить выделение таких крупных средств на оборону. Общественное мнение в стране крайне сдержанно относится к росту оборонных расходов. В приоритете: соцобеспечение, здравоохранение, переход к «зеленой» экономике и борьба с безработицей. Кроме того, левоцентристское правительство Педро Санчеса исторически не склонно к милитаризации.

Другие страны НАТО, включая Бельгию и Словакию, также выразили обеспокоенность по поводу целесообразности столь быстрого увеличения военных расходов, особенно с учетом существующих приоритетов в области социальных расходов и инфляционного давления.

В частности, в Бельгии в 2024 году ВВП составит около $664,6 млрд. Теоретически если бельгийское правительство начнет тратить 5% от ВВП уже в этом году, то сумма в бюджет НАТО составит примерно $33,2 млрд — почти в 2,5 раза больше, чем текущие расходы на оборону. В 2023–2024 годах Бельгия тратила всего 1,3 % ВВП ($8 млрд). Монетарно увеличение до 5% означает добавление примерно $25 млрд ежегодно, что требует полного перераспределения бюджета и новых поступлений.

Поэтому новое правительство Бельгии во главе с Барт Де Вевером сейчас стремится достичь сначала 2% к 2025–2029 гг., затем выйти на 2,5 % к 2034 году. В качестве выхода из ситуации рассматривается продажа облигаций банка Belfius (20–30 % акций), что может привлечь дополнительные «миллиарды евро» в бюджет страны. Однако попытки урезать соцсферу вызвали массовые протесты в стране, в которых приняли участие до 100 тысяч человек, и критику профсоюзов. Таким образом, Брюссель нацелен на умеренный рост до 2–2,5 % ВВП. Достижение 5 % выглядит скорее маловероятным, особенно без серьезных экономических реформ и пересмотра приоритетов соцполитики.

Достижение целевого показателя также серьезно затронет Италию. Даже при финансовой поддержке со стороны плана ЕС по перевооружению и программы кредитования на оборонные цели SAFE, коалиции премьер-министра Джорджи Мелони необходимо преодолеть серьезные препятствия для выполнения обязательств.

Коллаж: Canva

Так, чтобы достичь 3,5% к 2035 году, Италии необходимо потратить как минимум 165 млрд евро ($194 млрд). Это крайне сложно с политической и финансовой точки зрения, учитывая высокий государственный долг Италии (135% ВВП), низкий рост ВВП (0,7%), а также неоднородный состав коалиции Мелони и нежелание части избирателей проводить активную военную политику. Вооруженным силам Италии, безусловно, нужны деньги. Одним из центральных элементов любого нового плана должно стать усиление набора в армию и развитие критической инфраструктуры.

Планируется, что свои обязательства по взносам смогут реализовать два государства-лидера Евросоюза Германия и Франция. Ожидается, что расходы ФРГ поднимутся до $329 млрд, а Франции — до $221 млрд.

В экстенсивном увеличении расходов на оборону заинтересованы и страны Восточной Европы и Скандинавии. К примеру, Финляндия входит в топ‑7 стран НАТО по доле расходов от ВВП (2,41 %) в 2024 году. Страна значительно превысила минимальный порог НАТО (2 %) — на вооружение приходится более 45 % бюджета (в отличие от рекомендации НАТО в 20 %). По планам финского правительства, расходы вырастут до 11,5 млрд евро к 2032 году или около 3,3 % ВВП.

По оценкам аналитиков НАТО, в 2024 году самыми «щедрыми» в процентах от ВВП стали: Польша — 4,1 %; Эстония — 3,4 %, США –3,4 %, Латвия — 3,2 %, Греция — 3,1 % и Литва — 2,9 %.

Давление со стороны США

Стремление к укреплению НАТО получило в Гааге решительную поддержку со стороны Вашингтона. Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп, выступавший с основным докладом на саммите, назвал этот шаг «большой победой» для американских налогоплательщиков и признаком того, что европейские союзники наконец-то «платят свою справедливую долю».

— Пять процентов — это не просто цифра, это послание. НАТО снова настроено серьезно, — сказал Трамп.

Ожидается, что сами США, которые в настоящее время тратят примерно 3,5% ВВП на оборону, смогут достичь новых целей в основном за счет увеличения инвестиций в киберпространство и промышленность.

Контроль над исполнением обязательств

Государства-члены должны представить подробные национальные дорожные карты к середине 2026 года с изложением того, как они будут соответствовать новым контрольным показателям. НАТО проведет свой первый официальный обзор прогресса в 2029 году, а его полное осуществление ожидается к 2035 году.

Организация Североатлантического договора также учредила Совет по надзору за инвестициями в оборонную сферу, которому поручено следить за соблюдением требований, обеспечивать техническое руководство и рекомендовать корректирующие меры для отстающих в финансовом плане членов.

Коллаж: Canva

Стратегические последствия

Военные аналитики оценивают планку в 5%-ный взнос как возможность для НАТО провести назревшую модернизацию системы коллективной безопасности. Это означает, что будут обновлены не только танки и войска, но и спутники, элементы киберщита, БПЛА и другие технологии.

Этим новым стандартом НАТО дает понять как союзникам, так и противникам, что военное развитие во всех его формах является реальностью современного времени.