Премьер Ирака принял беспрецедентные меры по реформам в стране и восстановлению государственности - эксперт
МИА «Казинформ» предлагает читателям аналитический обзор арабского эксперта Осамы аль-Шарифа о ходе реформ в Ираке с августа по настоящее время, инициированных премьер-министром Ирака Х.Абади, и трудностях, с которыми он сталкивается на пути его реализации.
В ответ на спонтанные протесты общественности, в основном шиитских населенных пунктах, Х.Абади представил беспрецедентный пакет политических и экономических реформ. Эта инициатива премьер-министра была поддержана парламентом, а также получила поддержку общественности и ряда ключевых политических и духовных лидеров. В повестку дня Кабинета министров включены увольнение все трех вице-президентов, а также своих заместителей, в дополнение к сокращению должностей в Кабинете министров. Основной целью Х.Абади является переход к отмене предоставления партийной квоты на назначения в высокие государственные должности по конфессиональному, этническому и клановым признакам.
Следует отметить, что протесты, проходящие в шиитских регионах от г.Басры на юге до Багдада и его окрестностей, были в основном мирного и нерелигиозного характера. Демонстранты призывали к преследованию коррумпированных политиков, а также требовали прекратить вмешательство Ирана во внутренние дела Ирака. По оценкам экспертов, влияние Ирана на правительство Ирака углублялось при экс-премьере Нури Аль-Малики, который обвиняется в разделении политической элиты по межконфессиональным признакам, маргинализации суннитского меньшинства и курдов. Н.Малики обвиняется в использовании «эскадронов смерти» в ходе преследовании политических оппонентов, которые убили сотни нелояльных режиму. Его сектантская политика заложила основу для быстрого расширения и усиления исламистских боевиков, особенно ИГИЛ.
Также при Н.Малики коррупция получила наибольший размах. Парламентский Комитет по безопасности и обороне в своем докладе прямо обвинил экс-премьера Н.Малики в падении г.Мосул (один самых крупнейших городов Ирака) перед атакой ИГИЛ, наряду со старшими армейскими командирами и ключевыми министрами. В докладе указывается, что 50 тыс. солдат были «солдатами-призраками». Они были внесены в реестр заработной платы военнослужащих, находящихся на фронте, но не существовали в действительности. У иракских властей было много возможностей, чтобы построить сильную армию. Даже несмотря на помощь из США, правительство Н.Малики упустило множество шансов. Ситуация приняла поворот после падения г.Мосул, поскольку армия была полностью разоблачена.
В этой связи Х.Абади некоторое время был в замешательстве. Н.Малики является его соратником по шиитской партии «Дава» и оба исповедуют шиитское направление ислама. Судебное преследование Н.Аль-Малики вернет доверие суннитов, что заложит основу для политического примирения между шиитами и суннитами для эффективного противостояния с ИГИЛ. Х.Абади должен подвергнуть Н.Малики юридическому воздействию гражданским и военным судами за его роль в унизительной потере г.Мосул и 50 тыс. лиц, включенных в реестр заработной платы солдатам. Однако такое событие неминуемо привело бы к расколу в партии «Дава», так как число сторонников Х.Абади и Н.Малики в партии составляет поровну.
Но недолго спустя, Х.Абади, по назиданию духовного лидера шиитов Ирака аятоллы Али Аль-Систани, приступил к преследованию своего соратника по шиитской партии «Дава» - экс-премьера Нури Аль-Малики и ряда командиров армии, с целью вернуть доверие суннитской части населения и политиков-суннитов.
Парламент направил генеральному прокурору выводы исследования своего подкомитета, в котором сдача второго крупного в стране города Мосул в июне 2014 года боевикам ИГИЛ возлагается на политиков и военные чинов, в том числе на экс-премьера Н.Малики.
Также сформирована независимая судебная комиссия для исследования основных последствий коррупции при правлении Н.Малики. В случае признания виновным, Н.Малики может привлечен к длительным срокам тюремного заключения. В свою очередь Н.Малики прилетал в г.Тегеран для консультаций со своими иранскими покровителями, где отрицал обвинения в свой адрес и сложил вину на Турцию и Иракский Курдистан, которые способствовали падению г.Мосула.
Необходимо также отметить, что партию «Дава» возглавляет Н.Малики и контролирует 93 мест в парламенте. В этой связи, Х.Абади готовится к негативной реакции со стороны влиятельных закулисных игроков. Экс-премьер Н.Малики может дать отпор, поскольку имеет влияние на шиитскую милицию и организацию «Народная Мобилизация» (Аль-Хажд аш-Шааби), которые поддерживают военную кампанию армии в освобождении г.Рамади и г.Фалуджи в провинции Анбар от боевиков ИГИЛ. Шиитская милиция ранее была обвинена в насилии против суннитов и в настоящее время ее действия координируются иранскими советниками.
Однако разногласия между шиитскими партиями могут помочь ему в краткосрочной перспективе. Х.Абади имеет поддержку А.Систани и влиятельного священнослужителя Муктады Аль-Садра - лидера радикальных шиитов Ирака.
Х.Абади, чтобы добиться успеха, намерен воспользоваться противостоянием между проиранскими группировками во главе с Н.Малики и националистическим флангом, поддерживаемым Верховным исламским советом Ирака и группировкой священнослужителя М.Садра. Чтобы ослабить проиранскую группировку Н.Малики с помощью националистов, он дополнительно должен заручиться поддержкой шиитских духовных властей в г.Эн-Наджаф - крупнейшем священном городе мусульман-шиитов. В случае успеха в этом противостоянии Х.Абади получит возможность реформировать политическую элиту и направить усилия на восстановление целостности Ирака, вернуть доверие суннитов и другой части населения, - отметил эксперт Осама Аль-Шариф.