Правительство РК хочет закрыть «дырки» в своем кармане за счет НДС - эксперты
В сентябре 2023 года правительство Казахстана сообщило, что обсуждается вопрос поднятия ставки НДС (налог на добавленную стоимость – прим. ред.) до 16%. Какой эффект это окажет на национальную экономику и бизнес, мы спросили у экспертов. Их мнения - в материале аналитического обозревателя агентства Kazinform.
Почему правительство решило повысить ставку НДС?
Вице-министр национальной экономики Азамат Амрин в ходе брифинга в правительстве заявил, что если ставка НДС будет поднята с 12% до 16% - то это принесет порядка 2-2,4 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет страны.
Спикер отметил, что данная мера позволит усилить конкурентоспособность казахстанского бизнеса. Он пояснил, что представители казахстанского бизнеса отмечают, что импорт из России – очень дорогой. (Большая часть внешней торговли Казахстана приходится на Российскую Федерацию – прим. ред.). В России производители и бизнес возвращают 20% от стоимости товара (НДС).
- Раз российский товар приходит в Казахстан, то для российского экспортера — это экспорт. Поскольку это экспорт, у них тоже есть нулевая ставка, это природа НДС, и они приходят в налоговую Российской Федерации и просят, дайте возврат НДС. Им возвращают 20% со всей стоимости. При этом они платят в Казахстане 12%. То есть 8% у них остается, потому что они же возврат себе сделали, - пояснил Азамат Амрин.
Он добавил, что на эти 8% экспортер покупает лучшие полки в ритейле, оплачивает расходы на рекламу и даже может позволить себе снижение цен. Казахстанский товар, соответственно, становится неконкурентоспособным. Если ставка НДС будет повышена, то экспортер будет платить по повышенной ставке в бюджет РК. Себестоимость импортных товаров, таким образом, будет расти, соответственно, отечественные товары станут более конкурентоспособными по сравнению, например, с российскими аналогами.
Повышение ставки НДС - ожидаемая мера
Экономист Арман Байганов, комментируя предстоящие изменения, отметил, что повышение ставки НДС – ожидаемая мера.
- Этого следовало ожидать, потому что постепенно фискальная политика и другие направления регулируемого бизнеса должны коррелироваться с соседними странами, особенно с Россией. На Россию у нас приходится порядка 94-95% внешней торговли со странами Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС). Сильные расхождения, особенно в фискальной политике могут негативно отразиться на нашей экономике, - сказал Арман Байганов в интервью аналитическому обозревателю агентства Kazinform.
Он согласен с тем, что данная мера будет способствовать усилению конкурентоспособности местного бизнеса, однако это будет зависеть от производительности труда.
- В России производительность труда намного выше по многим видам деятельности. Чем выше производительность труда, тем ниже издержки и выше прибыльность. Поэтому, несмотря на высокую ставку НДС, их бизнес конкурентоспособен, - пояснил эксперт.
Бизнес будет приспосабливаться
На вопрос о том, как повышение ставки НДС отразится на отечественном бизнесе, спикер сказал, что ему придется приспосабливаться, а это значит, что цены на товары и услуги вырастут.
- Особенно это касается крупных производителей, которые платят НДС. Плюс ко всему со следующего года планируется ужесточение. Если раньше некоторые предприятия и компании «делились» на несколько ИП, ТОО, оформляли их на родственников, чтобы обходить НДС по оборотам, то в следующем году оборот аффилированных компаний будут считать, как единый оборот компании, с которыми они аффилированы, - сообщил Арман Байганов.
Тем не менее, по его словам, налоговое бремя в Казахстане намного ниже, чем в других странах, особенно в развитых, где налог достигает чуть ли не половины дохода.
- Правда в Европе уровень коррупции гораздо ниже. У нас народ доверяет меньше из-за неполной прозрачности направления этих средств на социальные нужды, - отметил экономист.
В целом, по его словам, данная мера – это новый виток инфляции, однако его можно нивелировать в будущем, если повысить эффективность и производительность труда.
- За счет повышенной производительности труда будет снижаться себестоимость. Это сделать непросто, поскольку в некоторых сферах, особенно в сельском хозяйстве, производительность труда низкая. Кроме того, в некоторых регионах плотность населения меньше, соответственно, рынок меньше. Некоторые регионы удалены и затраты на логистику там выше, поэтому производительность труда там повысить сложнее, - пояснил он.
Эксперт считает, что повышение ставки НДС в какой-то степени будет стимулировать бизнес думать, как сделать производство более эффективным – повысить производительность труда за меньшие средства.
Экономист Расул Рысмамбетов согласен с тем, что повышение ставки НДС сразу же отразится на росте потребительских цен. Поэтому производители будут искать способы на чем-то сэкономить.
- Повышение НДС сразу на 4 пункта – достаточно рискованный шаг. Хотелось бы, что бы ни делало правительство, была бы какая-то возможность открутить это назад, чтобы завтра мы не проседали по сумме собранных налогов. Потому как, когда повышаются налоги, производители, ритейлеры начинают искать возможность на чем-то сэкономить, выводить бизнес в низкую налоговую зону, переводить центральные офисы в соседние государства, где НДС еще 12%. Поэтому вопросов к такой мере достаточно много, - сказал Расул Рысмамбетов в интервью аналитическому обозревателю агентства Kazinform.
По его данным, самые крупные НДС платят всего 5-6 компаний.
- Многие эксперты говорят, что это правильный шаг. Лично я считаю, что можно было бы сделать это в пилотном режиме, - заключил эксперт.
Он добавил, что, если ставка повысится в следующем году, значит можно ожидать ускорения инфляции.
Согласно прогнозам министерства национальной экономики РК, дополнительные поступления в бюджет от повышенной ставки НДС сопоставимы с объемами гарантированных трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет. Дополнительные доходы позволят сократить размер данных трансфертов. Соответственно, это усилит накопительную функцию Нацфонда. Поступившие средства будут направлены в социальную сферу. При этом изменение ставки НДС коснется только 121 821 (5,5%) плательщиков. Согласно исследованиям МНЭ, размер ставки НДС и уровень теневой экономики не имеют прямой связи.