Почему казахские степи были важны для Чингисхана

Фото: Midjourney

Казахские степи сыграли ключевую роль в завоеваниях Чингисхана – отсюда проходили пути к богатым караванным маршрутам, а сами земли были важнейшим ресурсом для кочевников. О том, как территория стали основой Улуса Джучи, рассказал кандидат исторических наук, главный научный сотрудник НИИ изучения Улуса Джучи Артем Порсин.

Историк отмечает, что роль казахских степей в завоеваниях Чингисхана можно рассматривать на нескольких уровнях. Причин продвижения войск Чингисхана на запад было несколько.

Первая причина — актуальная политика того времени.

— У Чингисхана были серьезные конкуренты в степи — это прежде всего меркиты и найманы, которых он вытеснил с территории Монголии. Они бежали на запад, на территорию казахских степей. Поэтому пока эти племена были независимы и сохраняли боеспособность, монголы не могли чувствовать себя в безопасности и выстраивать долгосрочную политику в самой Монголии, в том числе по отношению к Китаю, — говорит Артем Порсин.

Например, в 1215 году Чингисхан был вынужден прервать поход по завоеванию северного Китая и вернуться назад, потому что на западе усилилась угроза, исходящая от меркитов и найманов.

Еще раньше, в 1207–1208 годах, был поход, и эти племена вновь откочевали на запад. Хан найманов Кучлук сумел захватить державу каракитаев, которая тоже частично располагалась на территории казахских степей, Семиречье и Мавераннахр. Таким образом, фактически найманы во главе с Кучлуком возглавили некогда достаточно мощную империю.

Не меньше угрозу представляли меркиты — кровные враги Чингисхана. От этих кочевых племен исходила угроза, они рано или поздно намеревались вернуться на территорию Монголии.

— Пока они не были уничтожены или покорены, Чингисхан не мог выстраивать какую-то долгосрочную политику. Именно поэтому в 1217 году началось масштабное продвижение монголов на запад. Первоначальной целью было разгромить меркитов и найманов и занять территории казахских степей от Иртыша до Жайыка условно. Уже в процессе этого началась война с Хорезмской империей, — говорит историк.

Фото: из личного архива Артема Порсина

Естественно, были и другие причины, одна из них экономическая. Основным источником богатства для Монгольской империи, как и для Хорезмского султаната, с которым уже в 1219 году началась война, были доходы от караванных путей.

Тот, кто контролировал основные торговые маршруты из Китая на запад, получал огромные экономические преимущества.

Кто контролировал основные караванные пути из Китая на запад — тот, соответственно, получал огромные экономические бонусы. Контролировать эти пути было достаточно сложно,  невозможно без подчинения северных степей, отмечает историк. 

Сами маршруты в основном проходили через оседлые регионы — Семиречье и Мавераннахр — но для Чингисхана было очень важно взять под контроль и сам Хорезмский султанат.

Держава хорезмшахов имела особое устройство: центр был в Хорезме, основой военного могущества были кочевые племена кипчаки, канглы, туркмены. Именно они составляли основу войска султаната.

— Поэтому разгромить или подчинить Хорезмский султанат было невозможно, не взяв под контроль кочевые степные территории, где жили эти племена. Это была вторая, очень важная причина западного продвижения Чингисхана, — говорит Артем Порсин.

Третья причина связана с демографией и экологией. Рост Монгольской империи был во многом связан с изменением климата — увлажнением степей, начавшимся еще в конце XII века.

Увлажнение степи приводило к достаточно быстрому росту поголовья скота, соответственно, увеличению численности населения. Чем больше у кочевников было людей и скота, тем больше требовалось пастбищ и земель.

Степи были для кочевников важнейшим ресурсом: чем больше конкретное кочевое государство контролирует степных регионов, тем больше у него возможностей. Поэтому Чингисхан стремился не только разгромить меркитов и найманов, но и занять эти территории.

Его старший сын Джучи, который был главой этого большого наступления, начавшегося в 1217 году, направился туда вместе со своей ордой.

Это был не просто поход, чтобы разгромить меркитов и найманов, целью было и  закрепление за собой этих земель, которые потом вошли в состав Улуса Джучи. По приказу Чингисхана ему достались степи от Семиречья и Ургенча до Волги.

Третьим важным моментом было то, что империя Чингисхана расширялась туда, куда могли дойти копыта их коней.

— Завоевание степного региона сыграло огромную роль в дальнейшем развитии Улуса Джучи, ведь он получил самую обширную степную территорию. Улусам Угедея и Шагатая достались богатые земли с развитой городской культурой, но именно степной ресурс в значительной степени отошел к Джучи и его потомкам. Это впоследствии позволило Бату организовать западный поход и захватить все остальное степное пространство вплоть до Карпат, а вместе с ним и приграничные оседлые территории — Волжскую Булгарию, Русь и другие, — отмечает историк.

Фото: Akorda

Что стало с кочевыми племенами после завоевания

Казахские племена в их нынешнем виде сформировались уже в рамках Монгольской империи. Именно улусная структура создала условия для объединения тех племен, которые позднее стали основой Казахского ханства.

Кочевое население не было уничтожено, а вошло в состав империи Чингисхана. Историк отмечает, что многие племена сохранили свои названия — канглы, кипчаки, найманы.

Меркиты встречаются, например, у казахов и башкир. То есть частично они сохранили свои названия, частично образовались новые племена.

В целом это было тюрко-монгольское население, которое было просто переформатировано в новое объединение, оно было разделено между отдельными улусами, но большая часть вошла в состав Улуса Джучи.

Влияние на культуру и традиции

— Сложно говорить о резком изменении культуры в степях после завоеваний Чингисхана, но можно с уверенностью отметить, что уже в XIV веке начинается активный процесс исламизации. Меняется облик захоронений: появляются мусульманские могилы, вытесняющие более ранние формы, — говорит историк.

Что касается повседневной культуры простых кочевников, информации об этом мало, поэтому судить трудно. Однако более заметные изменения произошли в правящем слое.

— Но мы можем говорить об изменении культуры правящего слоя. До завоевания степь от Иртыша до Дуная занимали кипчаки, канглы, йемеки и другие племенные объединения. По всей видимости, в значительной степени происходит смена элиты кочевых объединений. Например, исчезает такой характерный феномен, как знаменитые половецкие каменные изваяния на курганах знати. Эти памятники широко встречались в XI–XII веках, но в XIII веке достаточно резко исчезают. Судя по всему, это связано как с частичной сменой правящей элиты, так и с изменением культуры, — говорит Артем Порсин.

Фото: Midjourney

Исторические источники

Источников о том периоде сохранилось много — китайских, персидских, арабских. Если говорить именно о завоеваниях Чингисхана, то основными являются мусульманские труды, созданные в регионах, подвергшихся нашествию.

Наиболее крупным источником по этому периоду можно назвать труд ан-Насави — биографию последнего хорезмшаха Джалал ад-Дина. Этот труд был написан в 40-е годы XIII века, и сам Насави во многом являлся живым свидетелем событий, либо общался с их непосредственными участниками.

Другой важный источник — труд Джурджани. Он бежал от монгольского вторжения в Делийский султанат и уже там, в Дели, завершил в 1260 году масштабный исторический труд, где уделил много внимания монгольскому вторжению.

Помимо этого, необходимо отметить труды, которые были написаны в рамках Монгольской империи. Это знаменитый труд Джувейни, а также летопись Рашид ад-Дина, созданный в начале XIV века. Это иранские чиновники, бюрократы, которые находились на службе у монголов в Иране и одновременно писали исторические труды, определенную информацию.

Китайские источники также дают ряд ценных указаний, хотя они менее подробны, так как Китай находился далеко от описываемых степных событий.

Напомним, ранее Kazinform рассказывал, на каких языках говорили жители Казахского ханства.

Также ранее историк Адильбек Каратаев, младший научный сотрудник НИИ Улуса Джучи, рассказал корреспонденту Kazinform о том, когда и каким образом кочевники приняли ислам.