Кто может стать президентом Южной Кореи

Коллаж: Kazinform

3 июня 2025 года в Южной Корее состоятся президентские выборы. О том, как они будут проходить, и кто является основными кандидатами - в материале корреспондента агентства Kazinform.

Гонка началась: шесть кандидатов и ни одной женщины

Изначально президентские выборы планировались на 2027 год, но их перенесли из-за отстранения от должности Юн Сок Ёля. 4 апреля 2025 года Конституционный суд Южной Кореи утвердил его импичмент. После отстранения президента от должности, внеочередные выборы должны пройти в течение 60 дней. В итоге датой проведения было выбрано 3 июня.

В Южной Корее выборы проходят в один тур, по мажоритарной системе относительного большинства, то есть побеждает кандидат, набравший больше всего голосов (вне зависимости от того, есть ли у него абсолютное большинство голосов или нет). Срок полномочий — пять лет. При этом действующий и бывшие президенты не имеют права баллотироваться повторно.

В этот раз победитель займет пост сразу после официального подтверждения итогов голосования — без стандартного двухмесячного переходного периода.

12 мая кандидаты начали официальную предвыборную кампанию, которая продлится до 2 июня. На выборы было зарегистрировано семь кандидатов. Среди них Ли Чжэ Мён (номер 1, «Демократическая партия Тобуро»), Ким Мун Су (номер 2, «Сила народа»), Ли Чжун Сок (номер 4, «Партия новых реформ»), Квон Ён Гук (номер 5, «Демократическая рабочая партия»), Ку Чжу Ва (номер 6, «Либеральная партия объединения»), Хван Гё Ан (номер 7, независимый) и Сон Чжин Хо (номер 8, независимый).

Номера кандидатов присваиваются в порядке количества мест, которые имеет партия в Национальном собрании (парламенте). «Корейская инновационная партия» не выдвинула кандидата, поэтому номер 3 остался вакантным.

18 мая кандидат от «Либеральной партии объединения» снял свою кандидатуру. Таким образом избирателям предстоит выбрать одного из шести претендентов на высший пост страны.

20 мая граждане Южной Кореи, проживающие или находящиеся за рубежом, отправились на избирательные участки, чтобы выбрать нового президента. Yonhap сообщает, что голосование за пределами страны продлится шесть дней, при этом более 258 000 граждан имеют право проголосовать на 223 избирательных участках в 118 странах.

Как сообщает The Korea Herald, впервые за 18 лет в президентской гонке Южной Кореи нет ни одной женщины.

Реальные шансы у двух ведущих партий

Ли Чжэ Мён

61-летний ЛиЧжэ Мён впервые привлёк внимание страны во время президентских праймериз «Демократической партии» в 2017 году. На президентских выборах 2022 года он с небольшим отрывом уступил Юн Сок Ёлю. В ходе всеобщих выборов 2024 года Ли был переизбран и привёл «Демократическую партию» к победе, укрепив свой статус главного лидера оппозиции и одного из наиболее активных критиков администрации Юна, пишет Asia Pacific Foundation of Canada.

Программа Ли основана на прагматичной внешней политике, акцент делается на укрепление доверия между Северной и Южной Кореей, а также улучшение отношений с Китаем и Россией, пишет аналитический центр. Он признаёт необходимость усиления систем противоракетной обороны и ударных возможностей Южной Кореи, при этом поддерживает передачу оперативного управления в случае войны, при которой контроль над объединёнными американо-корейскими силами переходит к южнокорейской стороне.

Ким Мун Су

73-летний Ким Мун Су участвовал в президентских праймериз партии «Сила народа» в 2012 году, но проиграл Пак Кын Хе. В администрации Юн Сок Ёля он занимал пост председателя Экономического, социального и трудового совета, а позже в 2024 году был назначен министром труда. Согласно Asia Pacific Foundation of Canada, Ким приобрёл популярность среди консервативных избирателей благодаря жёсткой позиции против процедуры импичмента Юна.

Программа Кима в сфере внешней политики основана на укреплении взаимодействия в рамках альянса Южной Кореи и США, а также на приоритете ядерного сдерживания Северной Кореи. Он предлагает пересмотреть Договор о взаимной обороне между США и Республикой Корея, включив в него положения о ядерной защите. В отличие от Ли, Ким не считает передачу оперативного военного командования приоритетной задачей.

Кто лидирует?

Согласно опросу Gallup Korea, опубликованному 23 мая, уровень поддержки Ли Чжэ Мёна составляет 45%, за ним следует Ким Мун Су с 36%, и Ли Чжун Сок с 10%. Yonhap отмечает, что при этом, по сравнению с прошлой неделей, лидер гонки потерял 6%, а его соперники набрали 7% и 2% соответственно.

Когда 11 мая Ким Мун Су был окончательно утверждён кандидатом от партии «Сила народа», до президентских выборов оставалось всего 22 дня. К тому времени его соперник Ли Чжэ Мён уже почти две недели как был выдвинут кандидатом от «Демократической партии». Политические обозреватели сходятся во мнении: Ли уверенно движется на гребне удачной волны, пишет The Korea Herald.

Партия «Сила народа» до сих пор не смогла избавиться от тени бывшего президента Юн Сок Ёля, который несёт ответственность за проведение президентских выборов на два года раньше срока.

В свою очередь, «Демократическая партия» активно ведёт кампанию, напоминая о связи партии «Сила народа» с Юн Сок Ёлем, а также о введении им военного положения в декабре 2024 года.

В большинстве опросов Ли считается явным фаворитом. Именно поэтому основной стратегией «Демократической партии» является действовать сдержанно.

Однако его серия побед дала сбой 1 мая, когда Верховный суд отменил решение нижестоящего суда и признал Ли виновным в нарушении избирательного законодательства. Но позже было объявлено, что уголовные процессы над Ли будут отложены до окончания выборов. Таким образом, его главный уязвимый момент — судебные разбирательства — был временно устранён. Несмотря на устойчивое лидерство в опросах, Ли остаётся одним из самых «неприятных» политиков за последнее время, пишет The Korea Herald. По данным опроса, проведённого 12–13 мая среди 3000 избирателей, он возглавил список кандидатов в президенты по степени одобрения, однако 53% по-прежнему считали его «вызывающим антипатию».

Напомним, после объявления президентом Юн Сок Ёлем военного положения в начале декабря 2024 года Национальное собрание проголосовало за его импичмент 14 декабря. 4 апреля 2025 года Конституционный суд Кореи утвердил импичмент, отстранив Юн Сок Ёля от должности.