Казахстанская модель может рассматриваться в качестве важного элемента в выстраивании межэтнических отношений на системной основе

Фото: None
ТАНА. 22 сентября. КАЗИНФОРМ - Обширна тематика проводимой Мажилисом 29 сентября международной научно-практической конференции «Новый Казахстан - в новом мире: 20 лет Независимости». Она включает такие актуальные вопросы, как, например, «Независимость и национальное самосознание», «Независимость как главная ценность нового Казахстана»,

«Белорусский зубр и казахстанский барс: 20 лет вместе», «Евразийский проект Нурсултана Назарбаева: взгляд из России», «Казахстан в современных геополитических реалиях» и др.

Тема форума выбрана не случайно. Начало нового десятилетия XXI века совпало со знаковым событием - 20-летием Независимости Республики Казахстан.

Следует признать, что пройденный путь не был усыпан розами. И это естественно, поскольку постсоциалистическое развитие Казахстана, как и других независимых государств, - сложный и противоречивый процесс.

На IV сессии Ассамблеи народов Казахстана в 1997 году Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что в первые годы независимости конфликтный потенциал в межнациональных отношениях в республике был достаточно велик. Более того, в экономическом плане республика находилась у края пропасти.

Анализируя некоторые результаты сложного переходного периода, можно с уверенностью констатировать: благодаря четко выверенной политике Главы нашего государства нам удалось найти адекватные ответы на поставленные жизнью вопросы.

В чем же суть и особенность казахстанской модели полиэтнического государства, в котором проживают сегодня представители около 140 этнических групп?

Конституция Казахстана изначально закрепила положение, и оно неукоснительно соблюдается, о запрещении какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, языка, отношения к религии. Во-вторых, Президентом страны на заре независимости была своевременно выстроена четкая политика в сфере меж­этнических и межконфессио­нальных отношений, создан (в 1995 году) и впоследствии (в 2007 году) конституционно закреплен специальный орган - Ассамб­лея народа Казахстана, представляющий и последовательно отстаивающий интересы представителей всех этнических общностей страны.

И не случайно к опыту работы Ассамблеи сегодня проявляют все больший интерес многие международные государственные институты и неправительственные организации.

В Казахстан для изучения деятельности АНК приезжали представители США, Франции, Великобритании, Германии, Турции, Финляндии, Испании, Австрии, Армении, Литвы и Китая. Неоднократно о позитивном опыте нашей страны отзывались Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Верховный комиссар по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек, подтверждая, что казахстанская модель заслуживает внимания и может рассматриваться в качестве важного элемента в выстраивании межэтнических отношений на системной основе.

Сегодня все этнические группы в Казахстане имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Они выступают не в качестве официально позиционируемых национальных меньшинств, а рассматриваются как этносы - равноправные и неотъемлемые части народа Казахстана.

Эта уникальная черта сложилась благодаря традиции толерантности государствообразующего казахского народа. Свидетельством тому является и конституционная реформа 1995 года, когда в преамбулу Основного закона нашей страны были включены слова: «Мы, народ Казахстана...», ставшие основой этнической модели государства.

Представительство интересов казахстанских этносов в органах власти и управления осуществляется как на основе их прямого участия в этих органах, так и на основе делегирования через АНК. С принятием в 2008 году Закона «Об Ассамблее народа Казахстана» она превратилась в один из уникальных ключевых элементов политической системы Казахстана, обрела конституционный статус и представительство в высшем законодательном органе республики.

Как известно, после проведения в 2007 году в стране конституционной реформы нижняя палата Парламента - Мажилис - формируется на двухуровневой основе. Первый уровень - пропорциональная система, характерная для большинства демократических стран мира. В рамках ее 98 мандатов получают представители политических партий. И второй уровень - избрание девяти депутатов Ассамблеей народа Казахстана. Несомненно, это соответствует Лундским рекомендациям ОБСЕ по расширению представительства национальных меньшинств в общественно-политической жизни.

При этом Казахстан не пошел по пути квотирования представительства по этническому прин­ципу. Депутаты Парламента, избранные Ассамблеей, представляют интересы всей совокупности казахстанских этносов, а не узкоэтнические интересы. Это позволяет проводить единую этническую политику в общенациональном масштабе. А тот факт, что председателем Ассамблеи является Президент Республики Казахстан - гарант Конституции страны, а решения сессий АНК подлежат обязательному рассмотрению государственными органами и должностными лицами, свидетельствует: этнические группы Казахстана сегодня обладают всеми необходимыми инструментами реализации своих интересов.

Что касается отношения к разнообразию религиозных воззрений, то Казахстан был и остается эффективной международной диалоговой площадкой в этом аспекте. По инициативе Президента страны в республике проведены уже три Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Неоднократно проводились и всемирные форумы духовной культуры. При этом одним из краеугольных камней в политике межэтнического согласия в республике является опора на религиозные и национальные традиции казахского народа. Они, как показывает жизнь, характеризуются высокой степенью веротерпимости, толерантности, готовностью без отчуждения принять культурные традиции других народов. А это и есть фундамент, первооснова для развития межэтнического и межконфессионального диалога. Поэтому не случайно в Законе «Об Ассамблее народа Казахстана» в качестве важнейшей цели обозначена задача обеспечения межэтнического согласия в республике при консолидирующей роли казахского народа.

Относительно языковой политики Главой государства обозначен и неуклонно осуществляется принципиально новый подход - реализация масштабного культурного проекта «Триединство языков». Его цель - массовое овладение казахстанцами тремя языками: казахским, русским и английским. Развитие казахского языка имеет первостепенное значение как языка государственного. Сфера его применения постоянно расширяется. В соответствии с Конституцией республики в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык, который был и останется в перспективе языком межнационального общения. Овладение же английским языком, безусловно, поможет казахстанцам активнее интегрироваться в международное экономическое и образовательное пространство.

С принятием в 2010 году Доктрины национального единства республика получила долгосрочный концептуальный документ, определяющий дальнейшие подходы в реализации национальной политики, в том числе языковой.

За 20 лет Казах­стан стал новым. И в новом мире во главе с Первым Президентом страны, умело соединяя мудрость Востока и динамизм Запада, демонстрирует умение находить здоровый баланс между экономической и политической модернизацией. Причем ключевыми приоритетами государственной политики были и остаются укрепление общественного согласия, гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений.

Большое значение в связи со всем этим имеет проводимая Мажилисом Парламента РК международная научно-практическая конференция на тему: «Новый Казахстан - в новом мире: 20 лет Независимости», которая состоится 29 сентября т.г. (10-00) в высшем представительном органе страны.

В работе форума примут участие депутаты парламентов Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, представители международных и общественных организаций, руководители ряда министерств и ведомств, ученые и эксперты.

Матреиал подготовлен В.Вишниченко

Сейчас читают