Утильсбор сыграл определенную роль для становления казахстанских автозаводов - Кыдыролла Жумагулов
«Любое государство принимает меры для защиты внутреннего рынка и поддержки отечественного производства. Утилизационный сбор, как защитная мера, сыграл определенную роль для становления казахстанских автомобильных заводов. Этот путь был выбран на основе опыта ряда стран, достигших больших результатов в промышленности, в частности в автомобилестроении. Вначале государство создает необходимые условия и меры поддержки для отрасли и всячески помогает. Только после того, как эти заводы могут работать в конкурентной среде, государство снижает меры защиты», - пояснил замглавы «СемАЗ».
По словам спикера, снижение ставки утильсбора в два раза, безусловно, скажется на работе предприятий. Прежде всего, как отметил спикер, усилится конкуренция на рынке.
«Вместе с тем, внушает оптимизм тот факт, что темпы производства, набранные отечественными автозаводами, достаточно высоки. Судите сами – 3 года назад Правительство ставило задачу достичь уровня «100 тысяч автомобилей всех типов» за 5 лет. Так вот, за 2021 год отечественный автопром завершил с объемом 92 тысячи единиц. То есть до рубежной цифры осталось совсем немного. Это несмотря на два «карантинных» года. Другими словами, защитные меры государства дают свой эффект. В качестве примера – наше ТОО «СемАЗ». Видя открывающиеся перспективы, руководством предприятия принято решение о расширении производства. С этой целью уже приобретены дополнительные производственные площади. К существующим 17 тысячам квадратных метров мы приобрели еще 30 тысяч квадратных метров. На этой площади планируется установить современное оборудование, которое позволит значительно углубить локализацию. Правительство Республики Казахстан в лице Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК из года в год предъявляет к нам все более высокие требования по углублению казахстанского содержания. С этой целью автозаводы заключили с Министерством соглашения о промсборке, где все эти условия закреплены», - прокомментировал Кыдыролла Жумагулов.
Он заверил, что они неоднократно заявляли, что локализация не только необходимость, но и выгода.
«Это, прежде всего, снижение себестоимости нашей продукции. Отдельно хотелось бы отметить и кадровый вопрос. Исходя из требований современного производства, мы с каждым годом повышаем требования и к учебным заведениям нашего региона. Крайне важно, чтобы на завод приходили работники высокой квалификации. Получается, что развитие нашей отрасли дает мультипликативный эффект. Благодаря поступательному развитию наших заводов параллельно получают развитие и другие смежные отрасли. А это, в свою очередь, новые места и налоги в бюджет. Часто спрашивают: «снизится ли цена на автомобили после снижения утильсбора?». Я думаю, что снижение если и будет, то скорее всего незначительное. Потому как на формирование цены влияют разные факторы, и величина утильсбора тут не основное. Мы всегда говорили, что в цену нашей продукции утильсбор не включается. Программа стимулирования автопрома позволяла нам возмещать утильсбор. А вот автомобили, приходящие в страну по импорту, наверное, станут чуть дешевле. На сколько? Этот вопрос – к импортерам», - сказал спикер.
Кыдыролла Жумагулов напомнил, что в процессе обсуждения этой темы звучали предложения о полной отмене утильсбора.
«На протяжении ряда лет это была программа государства. Плохая или хорошая, но это программа, и именно по ней инвесторы решали – вкладывать инвестиции в нашу страну или нет. В итоге инвесторы зашли. Были созданы новые заводы. В частности, соседнее с нами предприятие «DAEWOO BUS KAZAKHSTAN», где инвестором выступила южно-корейская фирма «Daewoo». Полная отмена утилизационного сбора – это как отказ государства от своих обязательств по защите инвестиций. Введение такой нормы сослужит плохую службу для репутации нашей Республики, так как вложенные инвестиции окажутся под угрозой потери. А как быть с многочисленными коллективами? Это сотни человек и их семьи. Так что положительные моменты в введении утильсбора есть», - заключил спикер.
Напомним, вчера первый заместитель Премьер-Министра РК Роман Скляр заявил о снижении ставок на утилизационный сбор на автотранспортную и сельхозтехнику на 50%.