Жамбылским фермерам обещают перерабатывать до 1,5 млн тонн сахарной свеклы в год
Аграриям, едва оправившимся от трудного прошлого сезона, обещают кардинальные перемены: со следующего года объемы переработки сахарной свеклы планируют увеличить более чем втрое. Это означает не только снятие лимитов на посевы, но и стимулирование расширения площадей под сладкий корнеплод, передает корреспондент агентства Kazinform.
В управлении сельского хозяйства региона уверены, что перспективы отрасли колоссальные.
— Сейчас полным ходом идет модернизация Таразского сахарного завода. Уже готова проектно-сметная документация, заказано оборудование. На следующий год планируется запуск линии приемки свеклы. Параллельно обсуждается совместный проект с инвесторами из Китая по строительству нового завода мощностью 1 млн тонн, — сообщил заместитель руководителя управления Абдирасил Желеубаев.
По его словам, делегация из КНР должна приехать в ближайшие недели. Вся документация готова, и при благоприятном сценарии предприятие начнет работу уже в следующем году.
— Новый завод сможет принимать до 1 млн тонн, Таразский и Меркенский заводы — еще около 500 тысяч. Таким образом, общая мощность достигнет 1,5 млн тонн. В прошлом году аграрии собрали примерно 600 тысяч тонн, но при новых условиях потребуются гораздо большие объемы. Сейчас обсуждаются вопросы субсидирования и другой помощи, например, механизм приемки, при котором заводы будут сами забирать свеклу с полей, чтобы снять с фермеров расходы на транспортировку, — отметил А. Желеубаев.
Однако сами аграрии настроены куда осторожнее. Многие уже сейчас отказываются от свеклы, переходя на другие культуры.
— В этом году мне обещали лимит 1,5 тыс. тонн, а в итоге дали лишь 1 тыс. При этом непонятно, стоит ли его придерживаться. Многие коллеги, кому тоже выделили объемы, в итоге вовсе отказались от свеклы, — рассказал глава КХ «КЭМА-АГРО» Махамаджан Курбанов.
По его мнению, реальные перспективы туманны.
— Мы знаем, что Таразский завод действительно модернизируется, закуплено оборудование из Германии, по срокам вроде укладываются. Но в новый проект в Байзакском районе верится с трудом: за год обещают найти инвесторов и построить завод с нуля. Пока никакой ясности стоит ли расширять поля, ведь все упирается в деньги, — отметил он.
Проблема заключается в том, что если объемы производства действительно предстоит увеличивать кратно, то работать над этим нужно уже сейчас, а свекловоды не знают будут ли вовсе работать завтра.
Фермер напомнил, что в прошлом году завод принимал урожай по 40 тенге за тонну, в этом — по 35. При этом только на его полях сгнило 4,5 тыс. тонн свеклы, что обернулось потерей как минимум 180 млн тенге. Подобные убытки понесли многие хозяйства, из-за чего отрасль оказалась в кризисе.
— У нас огромные проблемы с долгами. В «Бастау Агро Финанс» я должен был 17 млн, а с учетом штрафов выплатил 23 млн. В «Alem Agro» задолженность выросла с 7 до 9 млн. За воду — еще около 2,5 млн. А денег нет. Последний урожай у нас фактически забрали бесплатно — обещали расплатиться еще в марте, но средств мы так и не увидели. По нашим подсчетам, фермерам в общем должны около 2,5 млрд тенге. Только я недополучил 5 млн, — говорит М. Курбанов.
Пессимизм коллеги не разделяет председатель ассоциации свекловодов Жамбылской области Саха Манатов. Он убежден, что новый завод в Байзакском районе откроется, хоть и будет в первый год работать вполовину мощности.
— Сейчас мы хотим обезопасить себя. Больше работать без договора мы не будем. Уже добились того, что с сентября Таразский сахарный завод начнет заключать договоры с фермерами на поставки, которые они будут ждать в следующем году. Теперь только после получения гарантий начнем сеяться, — отметил он.
Несмотря на то, что все вокруг дорожает, фермеры согласны на прошлогоднюю цену в 40 тенге за тонну, потому что по факту, что тогда (из-за переизбытка сырья завод сильно снизил цену), что в этом году, даже ее они не получали.
— Если новый завод миллионник заработает на полную мощность я теоретически могу засеять свеклой 1000 га, что в пять раз больше, чем в этом году. Вся необходимая для этого техника и работники есть. Вопрос только в том, что государству необходимо помочь нам решить инфраструктурный вопрос, так как сами мы сделать это не в состоянии. Учитывая объемы роста, нельзя рассчитывать на поливные воды из Кыргызстана: они уже в этом году снова снизили сброс и нам поливной воды не совсем хватает. Поэтому вся надежда на грунтовые воды: нужно бросить на это все силы и оперативно бурить скважины. Если этого не сделать, мы не сможем обеспечить ни новый завод по глубокой переработке кукурузы, ни проектируемый сахзавод, — продолжает фермер.
Если говорить о планах на ближайшие три года, за которые планируется добавить 25 тысяч га новых земель под кукурузу и свеклу, то только на скважины потребуется по самым скромным подсчетам не менее 17 млрд тенге.
— Пробурить одну скважину на глубину 200 метров стоит примерно 200 миллионов тенге, она способна обеспечить водой не более 30 га. Сейчас мы обсуждаем с акиматом такой вариант сценария, при котором за счет бюджета в каждом районе области обеспечат инфраструктурой по 2000 га — по 1000 на кукурузу и свеклу. Все остальное оборудование фермеры уже возьмут на себя, — отмечает С. Манатов.
Главная проблема сейчас — отсутствие денег в бюджете. По словам председателя ассоциации свекловодов, в случае субсидирования государство покрывает 80% расходов, при этом 30% из них должны идти из местного бюджета, где на это, увы, сейчас средств не могут изыскать.
По мнению фермеров, проблему можно решить авансированием этого направления, также, как примерно три года назад простимулировали закупку водосберегательных поливных систем. Кроме того, по мнению С. Манатова, процент по кредитованию в этом случае нужно снизить с 12,6% до 5%.
Ранее мы рассказывали, как Жамбылские свекловоды оказались на грани разорения и не смогли продать выращенную свеклу.