ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: Жамбылские волонтеры помогли жителю России найти могилу своего отца (ФОТО)

None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Виктор Аронович Герцвольф из Новосибирска много лет искал место упокоения своего отца, умершего в Джамбуле (ныне Тараз) во время Великой Отечественной войны.

Благодаря публикациям в интернете он узнал, что в Жамбылской области работает волонтерская группа школьников по поиску родственников воинов, скончавшихся в Джамбуле от ран во время Великой Отечественной войны.

Как рассказала корреспонденту МИА «Казинформ» руководитель военно-патриотического направления работы таразского Дворца юношества Ольга Сагандыкова, на кладбище Тараза есть братские могилы, в которых захоронены десятки умерших во время войны в местных госпиталях воинов.

«Активное участие в поиске родственников солдат Советской Армии принимают наши школьники, - говорит О. Сагандыкова. - Во время войны тяжелораненых на специальном санитарном поезде отвозили с линии фронта в тыл. Госпитали находились в нашем городе на железнодорожном вокзале в 24-й и 16-й школах, а также в здании школы № 2 в центре города. Раненых лечили и отправляли на фронт. Умерших хоронили на старом городском кладбище, и мы сейчас разыскиваем родственников погибших во время войны в эвакогоспиталях и захороненных на территории Казахстана. В тылу, на территории Казахстана, военных сражений не происходило, и нам остается только один метод поиска родственников - электронный, пишем запросы, письма волонтерам-поисковикам в Белоруссию, на Украину, в Россию, по социальным сетям в интернете, в Общероссийскую организацию «Поиск», на сайты «Солдат.ру», «Мемориал». На сайте «Мемориал» мы уже нашли учетные карточки воинского захоронения, персональные сведения, именной список умерших от ран в период боевых действий. Оборонное ведомство Российской Федерации передало Министерству обороны нашей страны электронный банк данных погибших и пропавших без вести во время войны военнослужащих. База данных содержит информацию о звании погибшего, части, в которой он служил, дате и причине смерти (убит, умер от ран, пропал без вести) по которым можно узнать и о месте захоронения. Сведения о свыше 587 тысячах казахстанцев размещены на официальном сайте Минобороны РК (mod.gov.kz). На сайте «Солдат.ru» создан форум «О захоронении в Казахстане. Поиск родственников». В конце прошлого года к нам обратился житель России с просьбой помочь найти захоронение его отца, который жил во время войны в селе Михайловка (ныне Сарыкемер). Так мы и познакомились с Виктором Ароновичем Герцвольфом».

70-летний пенсионер из Новосибирска, по крупицам собирающий сведения о своей семье в годы Великой Отечественной войны, приехал в Жамбылскую область. Вместе с О. Сагандыковой в эти дни он побывал на таразском кладбище, где нашел последнее пристанище его отец.

Посетил школу №24, в которой размещался во время войны госпиталь. Встретился с жамбылскими школьниками, рассказал им о самой страшной в истории человечества войне. Отправился в село Сарыкемер, где в больнице во время войны работали его родители.

«Всё, что я знаю о смерти отца Герцвольфа Арона Самойловича, - со слов мамы Герцвольф-Занан Иды Исаевны, - рассказывает Виктор Аронович. - Они оба были врачами и были эвакуированы в начале 42-го года с Северного Кавказа, из города Орджоникидзе, вместе с детьми, в Михайловку (сейчас село Сарыкемер - райцентр Байзакского района Жамбылской области). Мама рассказывала, что они с отцом некоторое время вместе ездили на санитарном поезде, вывозившем раненых с фронта, а с конца 42-го года перестала выезжать, так как забеременела мною. Она до и после родов работала в Михайловке в детском доме имени Серафимовича. А отец продолжал, будучи врачом районной больницы в той же Михайловке, выезжать на санитарном поезде. Я не уверен, что отец служил по мобилизации военврачом и имел воинское звание. Скорее всего, его привлекали к этим выездам как специалиста. У него было два высших медицинских образования и практика хирурга, невропатолога и терапевта».

В 1944 году во время такого выезда на санитарном поезде Арон Герцвольф попал под бомбёжку, получил множественные осколочные ранения правого лёгкого. После ремонта поезда и путей его на этом же поезде привезли в Джамбул.

«Отец умер у мамы на руках в госпитале Джамбула от общего абсцесса, - продолжает Виктор Аронович. - Когда маме сообщили о ранении отца, то она, получив обязательное в военное время разрешение и оставив детей на попечение приютившей нас казахской семьи, выехала в Джамбул. Она провела возле отца разрешённое время, и он умер в её присутствии, но похоронить его не смогла, так как хоронили тогда в братских могилах. Она попросила, чтобы его похоронили отдельно. Ей пообещали, и она срочно возвратилась в Михайловку, где я был при смерти, а остальные четверо детей просто болели. Каким-то чудом меня удалось спасти от страшного обезвоживания. Мама говорила, что вылечил меня от не поддававшейся никаким лекарствам болезни один казах обыкновенной дыней. После мама съездила в Джамбул и узнала, что отца всё же похоронили в общем захоронении».

В.Герцвольф в процессе самостоятельного поиска обращался в районный и областной архивы Жамбылской области, но там ему ответили, что за этот период времени никаких документов не сохранилось. По сведениям о захоронениях на кладбищах ему сказали, что захоронения тех лет могут быть только на кладбище в 5-м микрорайоне, но там братских могил нет. И только благодаря группе жамбылских школьников-волонтеров О. Сагандыковой, ему удалось отыскать эту братскую могилу.

«Низкий поклон и искреннейшая благодарность за отзывчивость и благородное дело!», - говорит Виктор Аронович.

В семье Герцвольфов трепетно сохраняют документы и фотографические снимки тех давних лет.

«Вот на этой фотографии персонал районной больницы в селе Михайловка Свердловского (в то время) района Джамбульской области. Предположительно это 1943 - 1944 годы. Отец сидит в центре в докторской шапочке. На этом снимке дети с мамой - трое родных, а двое - это племянники отца Грея (Грина) и Гриша Маргулисы. Это потрясающий случай. Их отец в конце 41-го погиб, а мама, приходившаяся родной сестрой нашего отца - Анна, от тифа умерла. И детей одних, без взрослых, эвакуировали в Казахстан. А мама, работая в детском доме, участвовала в работе комиссии в детском приёмнике-распределителе. И вот представьте себе - какая судьба! - мама на них чудом наткнулась и забрала к себе. Мы жили одной семьёй, сначала в Михайловке, до июля 45-го, а потом в Туле, до осени 47-го года. Самые трудные военные и послевоенные годы мама одна нас пятерых поднимала. Потом Грею и Гришу забрала их родная тётя Фрида, вторая сестра нашего отца, фронтовичка, демобилизованная из армии в 47-м. Первое моё воспоминание из детства - как рыдали, обнявшись, две женщины, сидя за круглым столом со скатертью, которую часом позже я залил чернилами...», - вспоминает Виктор Аронович.

Свои воспоминания, мысли и чувства В. Герцвольф воплощает в стихах. В Новосибирске издан его сборник «Любви непозабытые слова». Стоит ожидать, что после поездки в Тараз, по местам, где жили и работали во время войны его родители, где упокоился его отец, появятся новые стихотворные строки о Жизни и о Любви.