В ребенке нужно воспитывать здоровый эгоизм – психолог
Психолог Дмитрий Агапов уверен, что в ребенке нужно воспитывать здоровый эгоизм. Но сначала надо научить его распознавать и различать свои потребности и желания, передает корреспондент агентства Kazinform.
Наверняка, хоть бы раз, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда кто-либо, в желании получить то, что ему хочется, вел себя вопреки принятым в обществе правилам. Буквально пару дней назад в кофейне юная барышня обошла стоящих в ожидании утренней чашки кофе троих человек и начала делать заказ. На замечание, что здесь очередь, она усмехнулась и ответила, что не заметила, и продолжила делать заказ.
- Что это: эгоизм, наглость, невоспитанность? Или последствия модного нынче принципа «ради достижения цели иди по головам»?
- В это ситуации поведение девушки – нарушение норм морали и этики. Нигде в законе не прописано, как стоять в очередях. Есть только морально-этические нормы, принятые в обществе. И для каждого они разные. Описанное поведение в очереди для старшего поколения ненормально.
В период СССР доминирующая идея была «коллектив выше индивидуальности». Стыдно было проявлять свои потребности. Стыд был в то время регулятором поведения людей.
Сейчас к нам пришла западная модель индивидуализма: «я главный, мои интересы превыше всего». Если бы у девушки включился стыд, она не смогла себя так вести. Стыд – социальное чувство, которое возникает только среди людей и в голове человека должны быть некие правила, усвоенные в процессе воспитания. У невоспитанных норм и правил нет, и стыда не возникает.
- Получается, что это обычная невоспитанность? Как отличить от эгоизма тогда?
- Что такое «эго»? Это Я. Подробно теорию описал Зигмунд Фрейд. По его мнению, сначала никакого эго нет. Оно рождается в процессе жизни. Сначала есть «оно» - бессознательное, связанное с потребностями и желаниями, так называемое «хочу». Простыми словами, «оно» – слепой король, требующий немедленного удовлетворения своих приказов. К трем годам формируется Я. Эго – рулевой, который отвечает на вопрос, возможно ли выполнить то, что хочет «оно». Эго пытается умилостивить короля в соответствии с реальностью. И есть еще суперэго. Формируется в 4-5 лет. Это как раз правила, установки, нормы. Тогда рождается совесть, стыд, вина. Когда говорят, что эгоизм - это плохо, имеют в виду не эго, а детскую бессознательную часть.
Есть две модели эгоизма. Ребенок – «хочу и меня не волнует, как это будет сделано». И эгоист – суперфункциональный взрослый, для которого важен эффект, а не нормы и правила. Эта категория людей, которые пойдут по головам ради достижения своей цели, в том числе получения выгоды, карьеры и прочего.
- Как такое поведение рассматривается с точки зрения психологии?
- С точки зрения психиатрии – проблем нет, с точки зрения психологии – они есть. Есть крайние альтруисты, которые откажутся от собственных потребностей ради других людей. Им эгоизм чужд, в принципе. И есть крайние эгоисты, точнее эгоцентристы, для которых не существует никого другого, кроме него. По сути, эгоцентристы - это психопаты, как раньше называли, для которых субъектом является только он сам, а все остальные – объекты. Они не признают потребности и интересы других людей, все остальные существуют для удовлетворения их желаний. У таких людей отсутствует эмпатия. А его интересы, страдания сверхважны и сверхнужны.
- А здоровый эгоизм существует?
- Есть срединный вариант эгоизма. В этом случае человек живет по принципу «сначала я - потом другие». Это как раз здоровый эгоизм. Когда человек сначала удовлетворяет свои потребности, но не забывает, что есть другие люди. Простой пример: мама в декрете, которая абсолютно забывает о себе и отдает все время и силы дому и детям, и мама, которая оставит в покое кастрюли и найдет время для отдыха. Кто из них будет более гармонично строить отношения с детьми и мужем? Конечно, та, которая будет находить время для себя. Это здоровый эгоизм, от которого выигрывают все.
- В детях нужно воспитывать здоровый эгоизм?
- Безусловно. Прежде всего, стоит научить распознавать свои потребности и желания.
У ребенка много импульсивных желаний. Важно объяснять, что можно и нельзя. Проблема - когда все можно и все нельзя. Нужно учить различать, действительно ли это нужно мне сейчас, могу ли я подождать, заменить.
Когда человек научен разбираться в своих потребностях, расставлять приоритеты, с реальностью соотносить свои желания, у него нет проблем. Часто на консультацию приходят люди, которые не понимают своих потребностей. Они живут чужими желаниями. Альтруисты - удобные люди, но глубоко несчастные. Я всегда говорю: твою жизнь за тебя никто не проживет. Толика здорового эгоизма в таком случае не повредит.