Уникальная разработка Satbayev University – на пользу нефтепромышленности
Энергосбережениеявляется одной из ключевых задач нефтяного комплекса в области трубопроводноготранспорта. Трубопроводный транспорт нефти представляет собой сложныйэнергетический комплекс. Он включает в себя магистральные и вспомогательныетрубопроводы, нефтеперекачивающие станции, резервуарные парки, печи подогрева идругие технологические оборудования. Экономика транспортировки высоковязких ивысокозастывающей нефтей и нефтесмесей Казахстана в основном определяетсязатратами потребляемой энергии на перекачку и подогрев нефти.
В свою очередь,потребляемые энергии этих оборудований напрямую зависят от точности расчетахарактеристик теплопередачи и гидравлики потока нефтесмеси в магистральномтрубопроводе. С учетом этих факторов и закономерностей в теоретической частиработы были получены несколько результатов, а именно:
- математическиемодели и алгоритмы для моделирования транспортировки высокозастывающей ивысоковязкой нефти и нефтесмесей «горячей» перекачкой;
- математическиемодели и алгоритмы для моделирования способа перекачки нефтесмеси путемхимических реагентов (депрессорные и противотурбулентные присадки);
- критерийоптимизации и алгоритмы динамического программирования на основе теории графовдля определения энергосберегающих условий работы насосных агрегатов и печиподогрева;
- критерийоптимизации и алгоритмы определения температуры подогрева и планированияперекачки нефти магистральных нефтепроводов с несколькими нефтеперекачивающимистанциями и пунктами подогрева.
В прикладнойчасти работы, на основе математической модели и алгоритмов, разработанопрограммное обеспечение (ПО) SmartTran, создана цифровая технология путеминтеграции ПО SmartTran с информационными системами контроля и диспетчерскогоуправления (СКДУ) и автоматической системой коммерческого учета электроэнергии(АСКУЭ). Модули ПО SmartTran совместно с СКДУ и АСКУЭ системы позволилипровести идентификацию характеристик насосов и печи подогрева, гидравлические итеплообменные параметры трубопровода и теплопроводности грунта по всей трассемагистральных нефтепроводов.
Впервые полученыобобщенные целевые функции оптимального управления транспортировки нефти.Разработаны эффективные алгоритмы программного обеспечения SmartTran системыавтоматизации расчетов, планирования и оптимизации работы технологических оборудований.Уникальность разработки в отличии от известных заключается в том, что ПОSmartTran в реальном режиме по времени получает исходные данные от СКДУ, АСКУЭи определяет энергосберегающие режимы перекачки нефти.
Стоит отметитьвклады работы в развитие науки, которые заключаются в следующем:
- найден общийкритерии оптимальности перекачки нефти и разработан алгоритм расчета сиспользованием нелинейного динамического программирования и теории графов;
- установленыэнергосберегающие режимы «горячей» перекачки путем определения оптимальныхусловий работы насосных агрегатов и печи подогрева;
- установленыэнергосберегающие режимы перекачки с химическими реагентами (депрессорные ипротивотурбулентные присадки) путем определения оптимальных условий работы насосныхагрегатов;
- установленпереход течения ньютоновской жидкости в неньютоновское состояние из-заосложнения реологического свойства нефтесмеси при снижении температуры;
- получен законгидравлического сопротивления трубопровода при перекачке нефти спротивотурбулетными присадками;
Подтвержденныерезультаты инновационной деятельности позволяют считать, что данная работа иавторский коллектив достойны присуждения государственной премии РеспубликиКазахстан в области науки и техники имени аль-Фараби 2019 года.
Генеральныйдиректор РГП Института
информационных ивычислительных
технологий КНМОН РК, академик НАН РК,
докторфизико-математических наук, профессор
Калимолдаев М.Н.