Центр прозрачности TikTok в Сингапуре: работу алгоритмов показали казахстанским журналистам

Фото: TikTok

В Сингапуре на площадке Центра прозрачности TikTok прошла первая уникальная сессия с участием журналистов из Казахстана, передает агентство Kazinform со ссылкой на smartnews.kz.

Впервые журналистам удалось увидеть, как работает модерация контента изнутри: от искусственного интеллекта до ручной проверки и анализа алгоритмов. Экскурсию провёл Валдис Балодис-Болужс — глава направления по безопасности и целостности TikTok в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии.

Модерация: алгоритм и человек

TikTok использует трёхуровневую систему модерации контента: машинную обработку, модерацию вручную и работу с сообществом.

— Машина умеет распознавать большую часть нарушающего контента по всему миру. Так, в первом квартале 2025 года 87% всего контента было удалено с помощью автоматической модерации — больше, чем когда-либо ранее, — отметил Валдис.

За весь прошлый год платформа удалила только в Казахстане 6,5 млн видеороликов, нарушающих правила сообщества, а за первый квартал этого года — 1,4 млн видео, причем 96% было удалено TikTok в течение 24 часов, что даже выше средних показателей по миру. А 99% было удалено проактивно, то есть, до того, как кто-либо пожаловался на контент.

В специальных демо-сценариях журналистам показали, как AI TikTok способен мгновенно распознать потенциально опасные объекты, такие как ножи, сигареты или алкогольные напитки. Причём алгоритм отслеживает не столько предметы, сколько действия с ними. Например, если нож лежит рядом с едой — это нормально, но если пользователь демонстрирует агрессивное поведение с этим предметом — видео помечается как потенциально опасное.

Система не ограничивается только визуальным анализом: TikTok анализирует текст, хэштеги, аудиофайлы и даже гиперссылки. Однако, как признал Балодис-Болужс, «там, где нужен контекст — там нужен человек». Особенно это касается тем, связанных с дезинформацией, насилием, языком вражды или политическими и культурными особенностями. Поэтому в команде TikTok работают десятки тысяч специалистов по безопасности, включая казахоязычных профессионалов.

Также TikTok поощряет обратную связь от пользователей и предлагает жаловаться на контент, который может нарушать правила. Такой контент отправляется на рассмотрение модерации и в случае подтверждения нарушений удаляется с платформы.

TikTok для подростков: родительский контроль и осознанное потребление

TikTok активно внедряет инструменты цифрового благополучия для несовершеннолетних. Подростковые аккаунты по умолчанию приватные, им закрыт доступ к прямым эфирам и подаркам, а у пользователей до 16 лет отключены личные сообщения. TikTok также не допускает в ленту рекомендаций подростков контент, который не подходит им по возрасту.

Фото: TikTok

При этом в TikTok считают, что родители также имеют важную роль в защите детей от цифровых угроз. В TikTok родители могут соединить свой аккаунт с аккаунтом ребенка с помощью функции «Семейные настройки» и получить контроль над рядом функций: например, родители могут ограничить время использования TikTok подростком, видеть, на кого подписан ребёнок, кого он заблокировал, ограничивать список тех, кто может писать ребенку сообщения, и многое другое. А после 22:00 у всех подростков теперь включается «медитационная пауза» — короткая дыхательная практика, которая помогает вовремя отложить телефон и подготовиться ко сну.

По словам сотрудников центра, «98% подростков в пилотных странах добровольно оставили эту функцию включённой».

Обучение цифровой грамотности

Платформа набрала огромную популярность — каждый день TikTok пользуется более миллиарда человек по всему миру. Поэтому помимо активных мер по удалению контента и предоставлению разных инструментов, платформа видит в качестве важной задачи повышение уровня цифровой грамотности своего сообщества. Для этого TikTok регулярно запускает образовательные инициативы — например, в 2023 году компания запустила инициативу «Академия Безопасности», в рамках которой были запущены образовательные ролики и серии прямых трансляций по таким важным темам как онлайн-буллинг, цифровое благополучие, цифровая и медиаграмотность. В результате ролики посмотрели более 100 миллионов раз.

В этом году TikTok запустил новую кампанию, ориентированную на казахоязычную аудиторию — казахские авторы контента рассказали о том, почему надо жаловаться на контент, как пользоваться «Семейными настройками» и о многом другом.

Миссия и вызовы

Один из важнейших выводов встречи: TikTok стремится адаптироваться под локальные законы и культурные нормы.

— Контент, разрешённый в одной стране, может быть запрещён в другой, — подчеркнул Валдис. — Именно поэтому у нас есть локальные модерационные команды и гайды, созданные с учётом специфики каждого региона.

Фото: TikTok

В эпоху, когда технологии играют огромную роль в формировании общественного сознания, прозрачность становится не просто трендом, а необходимостью. Посещение Офиса прозрачности TikTok в Сингапуре показало: за миллионами видео, которые мы видим в ленте, стоит мощная инфраструктура, ответственная стратегия и тысячи людей, работающих над тем, чтобы контент был безопасным, релевантным и этичным.