Тезис о социальных причинах «протеста» тает на глазах — Данияр Ашимбаев о забастовках в Мангистау
Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев высказался о забастовках мангистауских нефтяников, передает агентство Kazinform.
— В этом году мангистауские забастовщики окончательно добили миф о «справедливой борьбе нефтяников за свои права». Сначала постарались работники «Берали», «протестом» которых менеджмент попытался изменить итоги проигранного тендера, а сам коллектив хотел попасть в штат ОМГ. Следствием стали несколько уголовных дел и тщательный аудит «КазМунайГазом» своих мангистауских «дочек» и «внучек», который привел еще к нескольким уголовным делам. Теперь вылез частный «West Oil», работники которого (в основном водители) потребовали опять-таки трудоустроить их в штат ММГ и обеспечить тамошнюю зарплату. Хотя сейчас их средняя заработная плата составляет 735 тысяч тенге. Суд признал забастовку незаконной, а КМГ указал на давно утвержденный порядок трудоустройства — в порядке живой очереди. В очереди стоят порядка 9 тысяч безработных мангистауцев, — написал политолог Ашимбаев в своем Telegram-канале.
Эксперт отметил, что протестанты ушли из структур КМГ на очень хороших условиях.
— Нужно отметить, что 5 лет протестанты ушли из структур КМГ на очень хороших условиях — 50% зарплаты за 5 лет, получив по 10–11 млн тенге. Теперь мест нет. Руководство КМГ вместе с акиматом все-таки пытаются пойти на переговоры с работниками «West Oil», но те наотрез отказались разговаривать без трудоустройства в штат. Ситуация становится тупиковой. Мангистауские месторождение истощается. КМГ, акимат, министерства пытаются придумать проекты альтернативной занятости, привлекать инвестиции в новые проекты, но местных интересует исключительно работа в КМГ. Ездить на вахту в другие регионы или тот же Татарстан, с которым недавно была достигнута соответствующая договоренность, никто не захотел. При этом население Мангистау в целом и Жанаозена в частности растет как на дрожжах — за счет естественного прироста с одной стороны и трудовой миграции — с другой. Регион по-прежнему привлекает оралманов-кандасов. Что характерно, львиная доля что местных, что приезжих характеризуется как неквалифицированная рабочая сила. Все-таки, отказ от приватизации ОМГ и УМГ в 1997 году был ошибкой правительства, которая в итоге создала миф о маленьком рае на земле Мангистау, — отметил Данияр Ашимбаев.
Он также считает, что «ошибкой было и согласие на „героизацию“ участников событий 2011 года».
— Январские события 2022 года очень хорошо показали, что «газовые митинги» изначально были провокацией и частью сценария государственного переворота. Не стоит забывать и о теневых интересах, связанных с «серыми» схемами на рынке ГСМ и СПГ, цены на которые правительства сдерживает прежде всего в Мангистау. С каждым разом тезис о социальных причинах того или иного местного «протеста» тает на глазах. По сути, мы видим постоянную манипуляцию общественным мнением, — заключил спикер.