Теневикам предложено начать светлую полосу жизни
Так, в СССР середины 80-х годов её доля достигала 3%. И в самых рыночно свободных странах с очень жестким фискальным контролем - США, Швейцарии, например - доля теневой экономики достигает 8-10%.
Если быть реалистами, то задачей государства и общества является последовательное ограничение теневого рынка путем совершенствования законодательства и улучшения социально-экономической политики.
Среди главных изъянов свободного рынка выделим стремление к установлению монопольного контроля. Проблема в том, что рыночная система не имеет собственных механизмов, противодействующих монополизации. Ряд западных специалистам прямо называют свободную, честную конкуренцию мифом, а ценовой сговор и другие формы недобросовестной конкуренции общепринятой деловой практикой. В свою очередь, это вынуждает уход части бизнеса в теневой рынок, чтобы выжить в таких условиях за счет ухода от налогов и других платежей.
В связи с этим, растет, как это ни странно на первый взгляд, разумная регулирующая роль государства. В частности, это стимулирование развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Как известно, в большинстве успешных западных стран существуют значительные преференции для МСБ. Причина в том, что МСБ не только главный работодатель, но и основа честной конкуренции - небольшие компании, в отличие от гигантов, не обладают возможностью демпинговать длительное время за счет экономии на масштабе производства и больших финансовых резервов.
Во-вторых, очень большую роль играет прозрачность процедур получения госзаказов . Особенно это важно в такие периоды как сейчас, когда в Казахстане идет реализация крупномасштабной программы индустриализации страны. Не забудем и про создание Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союз (ЕАЭС). Напомним, что суммарный рынок госзаказов РФ и Беларуси составляет около $200 млрд.
Легализация капиталов, наряду с улучшением условий бизнеса и ужесточением борьбы с теневым оборотом, выступает одним из важных инструментов урезания территории " царства тени". Как утверждают эксперты, многие бизнесмены, "нагулявшие" значительные капиталы в теневой сфере, упираются в потолок развития своего дела. Прежде всего, это касается челночного бизнеса. Если нельзя без больших потерь и риска для свободы легализовать их в своей стране, то эти средства выводятся на рынки западных ценных бумаг и недвижимости.
И здесь государство должно помочь им достойно выйти из этой ситуации.
Это вовсе не благотворительность для теневиков, как утверждают популисты, а экономический расчет. Выгоды взаимны - предприниматель без ущерба легализует свой бизнес, стряхивает с себя ярмо "крыш" в виде коррумпированных чиновников, получает перспективы для развития. А общество получает без всяких дополнительных затрат серьезные инвестиции, новые источники налогообложения, официальную занятость для тысяч сограждан, с соблюдением их социальных прав.
Как сказал Амброз Бирс, амнистия - это великодушие государства по отношению к тем преступникам, наказать которых ему не по средствам. Из сопоставления двух амнистий капиталов в РК видно, что объем легализованных средств во второй раз вырос более чем в 14 раз. Это явная тенденция выхода нашей экономики из "тени".
Существенный момент - теневые ресурсы, кроме всего прочего, искажают реальную картину экономического состояния. А это серьезная помеха надежности прогнозирования развития страны.
Амнистия капиталов также обеспечит дополнительный приток доморощенных финансов, и снизит зависимость от иностранного кредитования. При этом легализованные капиталы будут инвестированы в государственные ценные бумаги, облигации банков второго уровня и программу «Народное IPO».
Однако в ходе легализации важно не давать повода начинающим предпринимателям думать, будто заниматься нелегальным бизнесом выгодно, поскольку в дальнейшем деньги можно будет легко легализовать. В реальности, наступление закона на "царство тени" только будет расти.