Такой базы, где проходят практику студенты-археологи КазНУ, нет ни в одном вузе страны - Ж.Таймагамбетов

None
АЛМАТЫ. 23 июня. КАЗИНФОРМ /Екатерина Ионова/ - Подготовка специалистов в области археологии и этнологии - задача особой важности для суверенного Казахстана, как одного из крупных полиэтнических государств. Не секрет, что большинство отечественных специалистов в этой сфере окончили исторический

факультет Казахского национального университета им.аль-Фараби. Успех в этом деле напрямую зависит как от кадрового потенциала вуза, так и от возможности студентов проходить полноценную практику. Об этом корреспонденту Казинформа сказал декан исторического факультета, доктор исторических наук, профессор, археолог с 30-летним стажем Жакен Таймагамбетов.

- Жакен Кожахметович, расскажите о кафедре археологии и этнологии.

- На сегодня в нашем университете есть специалисты всех направлений в археологии. Кафедра археологии и этнологии, открытая в 1971 году, является практически единственной во всем Казахстане, которая выпускает археологов. Здесь есть специалисты, работающие в области эпохи бронзы, железа, сильные специалисты в области средневековья. Словом, всех направлений, и, самое главное, студенты факультета имеют возможность работать «в поле».

- И где же проходит практика у студентов исторического факультета.

- Базой, где проходит летняя практика студентов КазНУ, является средневековое городище Актобе Шуйского района Жамбылской области. Планомерное его изучение началось с 1973 года, с тех пор каждый год студенты выезжают туда. В этом году в мае Актобе посетили 30 студентов первого курса, где они, несмотря на частые дожди, смогли кое-что раскопать. Так, они нашли чероки - это маленькие глазурованные светильники из поливной керамики, покрытой эмалью. Крупные находки - редкий случай, артефакты находятся под давлением земли, нередко омываются водами, потому сохраняются только разбитые останки, к примеру, черепки, из которых вполне можно сложить и целый сосуд. Студенты второго курса также прошли практику - они закончили работу в районе Сарканда, где раскапывали поселение эпохи бронзы.

- Что дает студентам такая работа?

- Самое главное для студентов, особенно первого курса, то, что они впервые сами, при помощи лопаты, добывают какие-либо сведения. Всю теоретическую часть, которую читали наши преподаватели в течение года, они смогли закрепить практически - это очень важно в нашей профессии. Находки, которые были обнаружены студентами, потом ложатся в основу их курсовых и дипломных работ. Несколько студентов в этом году защитились, используя материалы этих экспедиций. Такой базы, на которой проходят практику наши студенты, не имеет ни один вуз страны. И поэтому хотелось бы сделать из нее летний полигон, где могли бы работать не только наши студенты, но и учащиеся других казахстанских, а также и зарубежных вузов. Работа за все это время, с 1973 года, проделана большая. На основе студенческих находок на факультете нам удалось открыть музей средневековой археологии.

- Чем уникально городище Актобе? Работы ведутся с 1973 года, неужели есть что копать и сейчас?

- Конечно! Работы там непочатый край. Полевые исследования дали уникальные материалы по средневековому градостроительству. Городище Актобе состоит из цитадели, шахристана и рабада. В верхнем слое цитадели вскрыт дворцовый комплекс, состоящий из помещений - парадного зала, комнат, коридора. Впервые удалось обнаружить водопроводные трубы, через которые в город поступала дождевая вода. Наши студенты сейчас не ведут раскопок в центральной части городища, так как по программе «Культурное наследие» были выделены средства на научное исследование объекта, и уже начиная с этого года здесь идут реставрационные работы.

Вообще, говоря об актуальности городища, можно отметить, что из него получился бы хороший туристический объект. От трассы Алматы-Жамбыл он находится всего в трех километрах. В данный момент на трассе идут работы по программе «Дорожная карта», и я уже внес предложение использовать эту возможность и проложить до городища нормальную асфальтированную дорогу. Тем более, что сейчас идет полемика о том, что это, возможно, совсем не Актобе, а город Баласагун. По моему мнению, точку в этом споре мы сможем поставить, когда у нас будет достаточно доказательств. В этом нам поможет и работа, которая там проводится, думаю, именно это и внесет ясность.

- Сотрудничаете ли вы с зарубежными студентами?

- Да. Вскоре к нам приезжают три студента из университета Оклахомы, США, которые занимаются именно палеоантропологией, каменным веком. С 1 по 16 августа они вместе с несколькими нашими аспирантами и магистрантами будут работать у меня в экспедиции в Южно-Казахстанской области, на стоянке Кошкорган и Шоктас. Там были обнаружены костные останки носорогов, бизонов, скорлупа яиц страусов, каменные орудия труда. Отработав там, мы поедем в Жамбылскую область - на речку Арыстанды, на берегах которой тоже есть стоянки первобытного человека. А уже во второй декаде августа мы вернемся под Алматы, будем работать на стоянке Майбулак, которая обнаружена нами в 2004 году.

- Археология - очень романтическая профессия, как обстоит дело с кадрами?

- Со временем романтика профессии как бы уходит, и остается ежедневный труд. Но работа археолога очень интересна, каждый год в нашем вузе набираются хорошие полноценные группы, в основном приходят девушки. Возможно, рост числа студентов-археологов стимулировала программа «Культурное наследие», инициированная нашим Президентом. Конечно, есть некоторые проблемы. Мое поколение имело возможность учиться в России, где закрепились сильные научные школы. Нынешняя молодежь лишена этой возможности. Остается и проблема финансирования экспедиций, хотелось бы, чтобы на исследования памятников каменного века выделялось больше средств. Но главное для археолога, конечно же, не деньги. Я работаю уже 30 лет без отпуска, и мне моя работа нравится!

- Спасибо за интервью!