Судебная система - одна из главных составляющих основ государства
Под судебной системой как особой формой организации судебной власти республики принято понимать совокупность действующих на территории Казахстана судов, органов управления судами. Сильная и независимая судебная власть является одной из принципиальных гарантий гармоничного взаимодействия государства и гражданского общества, главным инструментом защиты конституционных прав граждан. Судебно-правовая реформа предполагает решение кардинальных проблем, связанных с эффективностью судебной системы, что должно быть предметом первоочередного внимания как государства, так и общества. Исходя из этого, основным политическим приоритетом государства стало формирование и становление судебной системы нового типа, предоставление судам в полном объеме правомочий, присущих правовому государству, закрепление их высокой и ответственной социальной роли. К числу основных признаков, характеризующих любую судебную систему и лежащих в основе классификации, относятся институциональный признак, характеризующий отдельные судебные учреждения с позиций предметной и территориальной подсудности (компетенции); признак инстанционности, или динамический признак, характеризующий место суда в судебном процессе; признак специализации, характеризующий судебное учреждение с точки зрения универсальности осуществления им всех видов судебной деятельности. Конституция РК, а также целый пакет законов и иных законодательных актов, принятых на ее основе, как известно, были направлены на создание принципиально нового устройства правосудия в стране, самым существенным образом повлияв на совершенствование судебной системы. Единство судебной системы РК, согласно нормам ст. 4 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», обеспечивается: общими и едиными для всех судов и судей принципами правосудия, установленными Конституцией РК, конституционным законом о судебной системе, процессуальными и иными законами; осуществлением судебной власти в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных законами; применением всеми судами действующего права РК; законодательным закреплением единого статуса судей; обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов; финансированием всех судов только из республиканского бюджета. Суды, образующие судебную систему РК, отличаются друг от друга своей структурой и объемом компетенции. Суды, обладающие одинаковой структурой и равной компетенцией по осуществлению судебной власти, образуют звено судебной системы. Как правило, в каждой административно-территориальной единице (районе, городе, области) создается соответствующее звено. Исключение составляют военные суды, которые формируются применительно к структуре и организации Вооруженных сил РК. В соответствии с этим судебная система республики состоит из трех звеньев: высшее звено - Верховный Суд РК; среднее звено - областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городской суд города республиканского значения, Военный суд войск РК); основное звено - районные и приравненные к ним суды (городской, специализированные суды, военный суд гарнизона). Суды основного и среднего звена именуются местными судами, или судами общей юрисдикции. Объем и содержание компетенции каждого из звеньев различен. Компетенция суда представляет собой совокупность установленных законодательством полномочий для судов соответствующего звена в решении вопросов их деятельности, обусловленных задачами и функциями, определяемыми единой судебной политикой. Так, каждое из звеньев судебной системы вправе рассматривать только те дела, которые законом отнесены к его подсудности. Процессуальным законодательством определена также компетенция судов по проверке законности и обоснованности решений, приговоров и иных судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Поэтому, помимо деления судов на звенья, законодательством предусмотрено их деление, в зависимости от выполнения определенной судебной функции, на судебные инстанции.