Как отметил депутат, с 1 января 2026 года действует новый порядок применения СНР на основе упрощенной декларации. Согласно статье 726 Налогового кодекса, базовая ставка КПН или ИПН составляет 4%. При этом местные представительные органы вправе понижать или повышать ее не более чем на 50% в зависимости от вида деятельности и места нахождения объекта. Таким образом, фактическая ставка может составлять от 2% до 6%.
— Для малого бизнеса такая разница является существенной, поскольку налог уплачивается с объекта налогообложения и непосредственно влияет на финансовый результат предпринимателя. Более того, региональная дифференциация создает различия в базовых условиях ведения одного и того же бизнеса в разных частях страны, — заявил Даурен Ахметжаев.
По его словам, это особенно важно для сельских районов и малых городов. Различия в налоговых ставках могут стать фактором, влияющим на выбор места ведения бизнеса.
— Перемещение предпринимателей в другие регионы, в свою очередь, может привести к сокращению налоговых поступлений и снижению деловой активности в тех населенных пунктах, где они работали ранее, — сказал депутат.
В этой связи он предложил Правительству:
- Установить единую ставку СНР на основе упрощенной декларации в размере 2–3% на всей территории Республики Казахстан, исключив право маслихатов на ее повышение или понижение.
- Провести анализ влияния региональных различий ставок СНР на размещение и деятельность субъектов МСБ, включая случаи изменения места нахождения объектов предпринимательства и переноса бизнеса в другие регионы, особенно из сельских районов и малых городов в областные центры, и представить соответствующие данные.
- Рассмотреть вопрос о внесении необходимых изменений в Налоговый кодекс в целях обеспечения единых базовых налоговых условий для субъектов МСБ во всех регионах страны.
Ранее сообщалось, что предприниматели на упрощенной декларации в Казахстане платят ИПН или КПН по ставке 4%. Однако в зависимости от региона ставка может быть ниже или выше. Как она определяется, читайте здесь.