США поддерживает многовекторную политику Казахстана - Дебора Робинсон

Фото: Кадр из видео

Временная поверенная в делах миссии CША в Казахстане Дебора Робинсон в экслюзивном интервью телеканалу Silk Way рассказала о своей дипломатической миссии в нашей стране и том, как США видят свою роль в Центральной Азии, передает агентство Kazinform. 

— Госпожа Робинсон, благодарю Вас за то, что согласились на интервью. Позвольте начать с личного вопроса. Вы — опытный дипломат, работали во многих странах. Расскажите, какое впечатление стало для вас самым неожиданным с момента пребывания в Казахстане?

— Спасибо за интересный вопрос. Честно говоря, самым неожиданным для меня стало недавнее открытие: оказывается, тюльпаны родом из Казахстана! Я узнала об этом совсем недавно, когда поехала на юг страны и оказалась в поле диких красных тюльпанов — они тянулись до самого горизонта. Это было по-настоящему впечатляюще.

— Здорово! А какова Ваша личная дипломатическая миссия сегодня в Казахстане?

— Я рада работать в Казахстане. Я давно занимаюсь регионом. Десять лет назад я стала первым координатором платформы C5+1 — дипломатической инициативы США и стран Центральной Азии. С тех пор работала в Узбекистане, Афганистане, Пакистане, Индии, а также в должности внешнеполитического советника у американского генерала — мы вместе часто бывали в регионе. Поэтому я хорошо его знаю. Эти знания и опыт помогают мне лучше ориентироваться в региональных реалиях. Что касается моей миссии здесь — Соединенные Штаты исторически придают большое значение межчеловеческим связям, вопросам безопасности и торгово-экономическим отношениям. Я хочу внести вклад в укрепление этого наследия в Казахстане.

— Благодарю. Давайте перейдем к внешней политике США. Как странам вроде Казахстана стоит воспринимать намерения Вашингтона сократить бюджет Госдепартамента, число посольств и финансирование таких организаций, как ООН и НАТО?

— Очень актуальный вопрос. Но я бы сказала, что стратегическая направленность внешней политики США остается неизменной. Ее основа — это прочные партнерские отношения, общие ценности и взаимное уважение. Эти принципы уже много десятилетий лежат в основе американской дипломатии, и это не изменится. Мы считаем, что сильные партнерства с надежными союзниками и эффективными международными организациями делают Америку сильнее и безопаснее. Президент Трамп, в свою очередь, подчеркивает приоритет защиты американских интересов — как внутри страны, так и за рубежом. Но при этом США по-прежнему опираются на своих друзей и союзников, в том числе таких, как Казахстан.

— То есть, кто бы ни был в Белом доме, курс в целом сохраняется?

— У каждого президента есть свои приоритеты, свои акценты. Но фундамент американской дипломатии остается прочным и передается от одной администрации к другой.

— Как США видят свою роль в Центральной Азии? Это конкуренция с Россией и Китаем или попытка предложить независимую повестку?

— Хороший вопрос, который мне задают довольно часто. Я бы сказала: дело не в конкуренции. США здесь для того, чтобы представлять собственные интересы и выстраивать партнерство в тех сферах, где это взаимовыгодно. Мы давно работаем в регионе и намерены сохранять крепкие связи. Мы считаем, что Центральная Азия должна быть сильным, интегрированным регионом. В этом году исполняется 10 лет с момента запуска формата C5+1. Госсекретарь Рубио отметил, что это платформа для достижения более мирной и процветающей Центральной Азии. Помимо региональной интеграции, мы поддерживаем образовательные инициативы, преподавание английского языка, партнерство в технологиях и сфере безопасности. Мы видим здесь уникальную возможность и хотим ее реализовать на благо региона и США.

Кадр из видео

— Если говорить конкретно о США и Казахстане, как за последние десятилетия развивались эти отношения?

— Казахстан был и остается надежным и ключевым партнером США с момента обретения независимости — уже более 30 лет. Если и произошло изменение в восприятии Казахстана в Вашингтоне, то оно в том, что Казахстан стал еще более значимым партнером. Мы продолжаем открывать новые сферы взаимного интереса. Это и торговля, и инвестиции, и критически важные минералы, и энергетика, и инфраструктура. Мы намерены укреплять эти связи и совместно работать над тем, чтобы наши страны становились более безопасными и процветающими.

— Сегодня мир переживает сложный период: войны, конфликты, поляризация. Какой сигнал США хотят направить Казахстану? Призыв занять сторону или сохранять нейтралитет?

— США не просят Казахстан выбирать сторону. Напротив, мы поддерживаем его политику многовекторности. США твердо выступают за суверенитет, независимость и территориальную целостность Казахстана. Именно это госсекретарь Рубио подтвердил в телефонном разговоре с министром иностранных дел Нуртлеу несколько недель назад. Мы приветствуем стремление Казахстана к сбалансированной внешней политике и считаем, что она вполне совместима с крепкими отношениями с США. Это не взаимоисключающие, а, наоборот, взаимодополняющие направления.

— А как такая поддержка выражается на практике?

— Мы постоянно ищем и реализуем совместные проекты — в бизнесе, образовании, технологиях. Главное — создавать условия, в которых можно вместе развивать инициативы на благо граждан, компаний и правительств обеих стран. Это и есть основа крепких двусторонних отношений.

— Поговорим о торговле и тарифах. Какова долгосрочная стратегия США в этой сфере? Действительно ли Вашингтон намерен перестроить глобальную торговлю?

— Белый дом хочет откалибровать международную торговлю таким образом, чтобы она была справедливой, сбалансированной и защищала интересы американского народа, бизнеса, промышленности и национальной безопасности. США приветствуют торговых партнеров, разделяющих подход к созданию честной и прозрачной среды. Мы стремимся устранить дисбалансы, сделать рынки более предсказуемыми. Это создает условия, в которых инвесторы чувствуют себя уверенно. В долгосрочной перспективе это выгодно всем.

— Как это может повлиять на экономические связи с Казахстаном?

— Важно понимать, что основная часть торговли между США и Казахстаном относится к категориям, не подпадающим под тарифы. Тем не менее, мы призываем Казахстан продолжать создавать условия, соответствующие международной практике. Это привлечет больше американских компаний. Бизнес из США хочет быть уверен, что его инвестиции будут защищены. Именно к этому стремится Белый дом, выравнивая дисбалансы — чтобы у всех компаний были равные условия, а в нашем случае — чтобы американские компании чувствовали себя уверенно.

— Тем не менее, тарифы на казахстанские товары — одни из самых высоких среди стран региона, 27%. Почему так?

— Это связано со структурой торговли между нашими странами. При расчетах в Белом доме было выявлено наибольшее торговое неравенство именно с Казахстаном, по сравнению с другими странами региона. И цель США — сбалансировать эту ситуацию.

— В феврале в Конгрессе вновь обсуждали поправку Джексона-Вэника. Есть ли шанс, что вопрос вернется в повестку?

— Я не могу говорить от имени Конгресса, так как это исключительно его прерогатива. Только Конгресс может принять решение об отмене поправки в отношении Казахстана. Со стороны Госдепартамента мы поддерживаем открытую и справедливую торговлю со всеми странами, включая Казахстан. Но для получения дополнительной информации по этому вопросу нужно обращаться непосредственно в Конгресс.

— США активно инвестируют в критически важные минералы. Насколько американские компании заинтересованы в потенциале Казахстана, особенно в сфере редкоземельных металлов?

— Безусловно, интерес огромный. Казахстан обладает значительными запасами, и это делает страну привлекательной для американских компаний. США уже давно сотрудничают с Казахстаном в этой сфере, особенно в горнодобывающей отрасли. Мы поддерживаем американские компании, в том числе те, что работают в партнёрстве с государственными предприятиями. Недавно я выступала на форуме MINEX в Астане и говорила о том, как мы можем сделать Казахстан ещё более интересным для инвесторов из США. Посольство активно работает над привлечением бизнеса — за последние два года мы провели три торговые миссии, в следующем году планируются ещё две. И мы надеемся, что сектор редкоземельных металлов станет ключевым направлением этого сотрудничества.

— И последний вопрос. Какое послание вы бы передали от американского народа народу Казахстана?

— Я бы сказала следующее: Соединённые Штаты твёрдо поддерживают суверенитет, независимость и территориальную целостность Казахстана, а также укрепление торговых и экономических связей. Мы хотим вместе строить светлое и процветающее будущее — для наших стран и наших народов.